Специальные и отдельные субъекты правонарушений являются обособленными группами физических лиц как вида субъектов правонарушений. В свою очередь одним из видов специальных субъектов выступают должностные лица. До КоАП РБ 2003г. законодательного определения должностного лица не существовало ни в целом в административном праве, ни в административно-деликтном праве. В КоАП 2003г. в статье 1.3 должностное лицо определяется как физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе. Такое определение не внесло ясности в понимание должностного лица в административно-деликтном праве, ибо в нем употребляется немало терминов, не получивших ни в законодательстве, ни в научной литературе доступных разъяснений.
Рассматриваемое определение позаимствовано из уголовного права и частично усовершенствовано. Так, в пункте 3 части 4 статьи 4 УК Республики Беларусь записано: «лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях . должности». Следует подчеркнуть, что действующее законодательство не знает такого способа занятия должности, как по специальному полномочию. В статье 1.3 КоАП говорится не о занятии должности по специальному полномочию, а о выполнении соответствующих функций по специальному полномочию.
Определение должностного лица, данное в статье 1.3 КоАП, состоит из двух частей. В первой части определяется собственно должностное лицо, во второй — представители административной власти. Слово «собственно» употребляется нами лишь с целью разграничения первого понятия должностного лица от второго, а они весьма разные. Объединять их словом «должностные лица» не только нежелательно, но, как представляется, неверно. Общим для них является то, что первые и вторые виды субъектов обладают властными полномочиями. Между тем, у собственно должностных лиц эти полномочия относятся к подчиненным работникам, представителей административной власти — к неподчиненным лицам. Однако подобные полномочия по своему характеру во многом различаются. Вторая группа должностных лиц имеет свое название — «представители административной власти», первая названия не имеет, кроме как «должностные лица».
По КоАП первая группа относится к субъектам административных правонарушений, вторая — нет. Вторая группа обозначена лишь в пяти статьях КоАП (ст.ст. 23.1-23.5), и они не являются субъектами административных правонарушений. В этих статьях свободно можно было обойтись без употребления термина «должностное». Нельзя обойти и факт несоответствия определения должностного лица определению, оговоренному в статье 23.3. Так, членом административной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних может быть и не государственный служащий, а рабочий или служащий общественного объединения. Члены этих комиссий участвуют лишь в принятии решения по делу и не вправе отдавать распоряжения или приказы лицам, не подчиненным им по службе (о чем записано в ст. 1.3), так как вне заседания комиссии они — обычные граждане, работники учреждений, организаций, пенсионеры.
Нежелательность обозначения второй группы лиц должностными лицами видится и в том, что они приобретают двойное и более наименование — представители административной власти и должностные лица, а также работники милиции, контролеры, ревизоры и т.п. Таким образом, среди подобных лиц не может быть иных, кроме должностных. Если все представители власти — должностные лица, а, по мнению законодателя — это действительно так, то тем более они не нуждаются в дополнительном названии — «должностные лица».
Представительство гражданского ответчика
Представителями гражданского ответчика могут быть адвокаты, а представителями гражданского ответчика, являющегося юридическим лицом, — также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом РФ представлять его интересы. По определению суда или постановлению судьи, прокурора, следователя ...
Особенности проведения следственного эксперимента
Согласно статье 288 УПК РФ следственный эксперимент, проводимый в ходе судебного следствия, - это судебное действие, заключающееся в опытном исследовании обстоятельств дела путем воспроизведения определенных действий, обстановки или события в целях проверки собранных на предварительном следствии до ...
Объект преступления против здоровья человека
Родовым объектом анализируемых преступлений, а также и непосредственным, является здоровье другого человека как определенное физиологическое состояние организма конкретного лица, каким бы оно ни было. Поэтому посягательство на любое здоровье человека, влекущее ухудшение его состояния, следует рассм ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.