Юриспруденция » Совершенствование механизма управления муниципальной собственностью » Подходы к формированию муниципальной собственности

Подходы к формированию муниципальной собственности

Страница 1

Как показывает исторический опыт разных стран, во-первых, муниципальная собственность возникает по-разному, во-вторых, в различные периоды проявляются тенденции противоположного характера – либо к усилению, либо к сокращению муниципального сектора экономики. Эти изменения в соотношении секторов происходят по различным экономическим, социальным и политическим причинам.

В исследованиях, посвященным вопросам возникновения муниципальной собственности, выделяют два основных пути её развития.

Первый путь является результатом естественноисторического процесса развития различных форм собственности и формирования многоукладной экономики. Собственники, объединившись в коммуну, выделяют часть своих средств (например, уплачивая местные налоги) для решения общих задач: охрана общественного порядка, уборка мусора, замощение дорог, канализование отходов жизнедеятельности людей и пр. На эти средства избранные органы власти организуют муниципальные предприятия и службы, либо осуществляют иную деятельность. Муниципальная собственность формируется «снизу». Так формируется ядро муниципального хозяйства.

Второй путь связан с первым и определяется происходящими изменениями в составе компетенции местного самоуправления в результате которой постепенно возникает необходимость соответствующей коррекции муниципальной собственности. Собственность приобретается, отчуждается, делится на части и переходит из одного вида в другой:

переход муниципальной и частной собственности в государственную – национализация;

переход государственной и муниципальной собственности в частную – приватизация;

переход государственной и частной собственности в муниципальную - муниципализация.

Рыночный переход собственности (приобретение, покупка имущества) регулируется специальным законодательством в обычном режиме. Например, муниципальные органы могут приобрести на общих основаниях собственность частных лиц (купить предприятие по переработке мусора, купить столовую и организовать здесь центр социальной помощи, выкупить у частных собственников участок земли и построить здесь муниципальный доходный дом и т. п.).

Однако, нередко в силу политических, социальных или иных соображений возникает необходимость увеличить объем одной из форм собственности, убыстряя и облегчая переход в нее других форм с помощью специального законодательства. Эти законы позволяют, при выполнении и оформлении определенных условий, получить «чужую» собственность не по рыночным ценам и даже вопреки желанию ее прежнего владельца. Иногда при отчуждении выплачивается компенсация, иногда переход безвозмезден, например:

в случае передачи местному самоуправлению государственных функций одновременно происходит безвозмездная передача соответствующей части государственной собственности,

местное самоуправление может получить (по решению суда) в собственность имущество должников, либо получить имущество в виде добровольного пожертвования. Все это составляет содержание второго пути формирования муниципальной собственности — муниципализации.

Таким образом, причины различного характера объясняют смену тенденций муниципализации и демуниципализации экономики, в связи с чем возникает вопрос определения состава и границ муниципальной собственности.

Специфика современных российских рыночных преобразований и реформ позволяет выделить особый, третий путь формирования муниципальной собственности.

Муниципальная собственность формируется не естественным путем, «снизу», а в ходе раздела государственной собственности, ее передачи в муниципальную и частную собственность, а также в ходе приватизации бывших госпредприятий.

Способы формирования муниципальной собственности в России представлены на рис. 1.2. Как видно, формирование муниципальной собственности происходит различными способами.

На разных этапах реформирования был сформирован имущественный состав муниципальной собственности, хотя содержание муниципальной собственности не сводится к характеристике состава объектов собственности. Содержание каждого вида собственности, в том числе и муниципальной, раскрывается в особом виде хозяйственной деятельности. В данном случае речь идет о муниципальном хозяйстве. В законах РФ 1995, 2003 гг. «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальная собственность определена как основа экономической деятельности местных органов власти.

Рис. 1.2. Способы формирования муниципальной собственности в России

Установление данного принципа связано с тем, что муниципальное образование является публично-правовым образованием и действует как субъект права исключительно для решения стоящих перед ним местных задач публичного характера.

В связи с этим в статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ определены только четыре группы имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Следовательно, иное имущество не может находиться в собственности муниципальных образований.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Основные причины возникновения государства
необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укруп ...

Сравнительный анализ медиации и судебного разбирательства
Рассмотрим преимущества медиации перед судебным процессом, чтобы показать, что имеет смысл сначала прибегнуть к медиации и лишь при неэффективности ее применения в конкретном споре обращаться в государственный или третейский суд. Во-первых, медиация по сравнению с судом является более быстрым проце ...

Подведомственность и подсудность дел по защите трудовых прав
Критериями разграничения подведомственности являются: субъектный состав, характер материально-правового спора, указание в самом законе об отнесении дела к подведомственности судов общей юрисдикции или арбитражных судов и другие в зависимости от правовой ситуации. Согласно ст. 391 ТК РФ непосредстве ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru