В системе инновационных подходов доминируют активные и интерактивные формы уроков. Обратим внимание на позиции специалистов по этим проблемам.
Например, отдельные правоведы полагают, что весьма результативны в инновационном правовом обучении так называемые технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», представляющие собой российский вариант юридической технологии профессора права Дэйвида Маккойда-Мэйсона из ЮАР. «ПОПСФОРМУЛА» используется при организации споров, дискуссий на уроке. Ее суть заключается в следующем: ученик высказывает –
П-позицию (т.е. объясняет, в чем заключена его точка зрения), предположим, выступает на уроке с речью «Я считаю, что…»;
О-обоснование (ученик должен не просто суметь объяснить свою позицию, но и доказать ее определенными доводами, начиная фразой типа: «Потому что,…»);
П-пример (при разъяснении сути своей позиции ученик пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что…»);
С-следствие (вывод, который нужно сделать в результате обсуждения определенной проблемы. Например, ученик говорит: «В этой связи…»).
Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1–2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Например, обсуждается вопрос «Можно ли в противоречие с традициями не уступать место в общественном транспорте пожилому человеку?». Предположим, кто-то доказывает, что «можно», приводя доводы такого характера: молодой человек устал, плохо себя чувствует и проч. Другой же говорит об обратном: «Нельзя, так как пожилой человек должен пользоваться уважением и почтением в обществе и т.д.». В качестве проблемы для обсуждения может быть выбрана любая другая тема, носящая чисто правовой характер и связанная с рассматриваемыми вопросами курса.
Дадим некоторые методические пояснения. На уроках права учителю необходимо инициировать самостоятельную работу детей. Поэтому в процессе изучения новой темы целесообразно предлагать обучаемым небольшие вопросы, проблемы для обсуждения. Обсуждение этих вопросов нельзя затягивать, а потому алгоритм ответа нужно пояснить школьникам, записать на ватмане и вывешивать по мере необходимости.
Определенной популярностью в правовом образовании пользуется так называемая методика «мозгового штурма», используемая в том случае, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы. Вот некоторые правила проведения «мозгового штурма»:
– необходимо четко сформулировать проблему для обсуждения, например, «Как снизить уровень преступности?»;
– подготовить лист ватмана, фломастер для записи всех предложений по решению проблемы;
– необходимо выбрать ведущего для проведения «мозгового штурма»;
– каждый может свободно высказывать любые предложения, в том числе смешные и фантастические, нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди, кратко и четко;
– все предложения записываются на бумаге;
– «мозговой штурм» нельзя проводить более 10–15 мин.
На втором этапе мозгового штурма обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистичный характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнять путем голосования.
История законодательства об уголовной ответственности за
дезертирство
В мировой истории по мере перехода к регулярным армиям, установления и развития воинской дисциплины, воспитательной подготовки солдат побег со службы собственно с поля сражения стали уменьшаться; зато с громадной силой развились побеги со службы в мирное время. Невероятная тягость службы, крайняя п ...
Ограничение свободы
Ограничение свободы является новым видом наказания, который отсутствовал в системе наказаний УК РСФСР, хотя УК 1960 г. и предусматривал возможность применения имеющего сходство с ограничением свободы условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением к труду (ст. 242). Его отличие от ...
Разбой, как наиболее опасное преступление против собственности
Часть 1 ст. 162 УК РФ определяет разбой как «нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия». В Уголовном кодексе РФ место этому составу преступления отведено в главе «Преступления против собст ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.