Элементами криминалистической характеристики взяточничества являются: личность взяткодателя и взяткополучателя; способ передачи взятки; вид услуги, оплаченной путем передачи взятки; время, место и обстановка дачи-получения взятки; предмет взятки. В данной главе автором будет дана характеристика вышеуказанных элементов, а также связей, существующих между ними, в частности, зависимость способа и места передачи взятки от личности участников взяточничества; зависимость следов взяточничества от обстановки его совершения взяточничеств; связь между целями взяткодателя и источником получения предмета взятки.
1) Личность взяткополучателя и взяткодателя.
Взяткополучатель – это должностное лицо, т.е. представитель власти или лицо, выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных управлениях, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
В ходе анализа уголовных дел установлено, что в 28 % из них взяткополучатели являются мужчинами в возрасте от 28 до 45 лет, а в 12 % женщинами в возрасте от 25 до 40 лет. При этом в 32 % из изученных уголовных дел взяткополучатели имели высшее образование, причем в 16 % высшее юридическое образование. В 32 % взяткополучатели являлись должностными лицами структуры МВД РФ; 4 % - в иных органах исполнительной власти (ИФНС, Ростехнадзор и т.д.); 4 % - в органах прокуратуры. Практика свидетельствует, что взяткополучателями являются лицами с высшим образованием, имеющие высокий общественный статус, а также широкий круг знакомств, а, следовательно, и возможность эффективно противодействовать следователю в процессе расследования взяточничества.
По сообщению председателя Верховного суда РФ В.М. Лебедева в 2008 г. за получение взятки было осуждено 1300 человек (каждый пятый из них – женщина). Среди них 31 % - работники милиции; 20, 3 % - работники учреждений здравоохранения; 12 % - преподаватели; 9 % - муниципальные служащие; 2,5 % - сотрудники службы исполнения наказаний; 2 % - таможенники.
Различие в статистических данных указанных соответственно автором данной работы и председателем Верховного суда РФ можно объяснить тем, что данные В.М. Лебедева основаны на анализе уголовных дел по ст. 290, 291 УК РФ, рассмотренных в судах общей юрисдикции на всей территории РФ, а автор делает свои выводы, руководствуясь данными уголовных дел, находящихся в архивах Ленинского, Октябрьского, Пушкинского районных судов г. СПб и Санкт-Петербургского городского суда.
Взяткодатель – это любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В процессе изучения уголовных дел установлено, что взяткодателями в 56 % случаях являются мужчины, а в 8 % - женщины. При этом в 34 % из анализированных уголовных взяткодатели не имели высшего образования. В 44 % случаев взяткодатели являлись индивидуальными предпринимателями или сотрудниками коммерческих организаций, в 18 % случаев они не имели места работы, а в 2 % случаев – сами являлись должностными лицами.
Также в результате анализа практики установлено, что в 6 % случаях взяточничество было совершено в соучастии. Следует указать, что совершение дачи-получения взятки в соучастии характерно для лиц, имеющих определенный опыт в совершении данного преступления, а также характеризующихся высокими интеллектуальными способностями. При изучении уголовных дел, в которых взяточничество было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой установлено, что преступники принимали тщательные меры по сокрытию следов преступления, например, использовали завуалированный способ передачи предмета взятки (перевод денег безналичным путем; заключение фиктивных договоров и т.д.).
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган валютного
контроля
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов. Осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Деятельность ФСФБН регламентирует ...
Судебное разбирательство и судебное решение
Судебное разбирательство является самостоятельной и центральной стадией гражданского судопроизводства. Она отличается от двух первых тем, что: во-первых, лица, участвующие в деле, путем активных процессуальных действий состязаются с целью обоснования своих требований и возражений, реализует свои пр ...
Новые формы работы с обращениями граждан и их
эффективность на примере Администрации Курчатовского района г. Челябинска
Первоочередной задачей органов местного самоуправления должно стать обеспечение условий, при которых каждый человек будет иметь реальную возможность влиять на процесс выработки и принятия решений органами и должностными лицами местного самоуправления. В настоящее время необходимо создание новой сис ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.