2) Способ передачи взятки.
Способ совершения взяточничества – это обусловленная объективными и субъективными причинами система действий (бездействия) субъектов взяточничества, направленных на достижение преступной цели – выполнение служебной деятельности должностным лицом за незаконное вознаграждение.
Способ дачи-получения взятки может быть простым, то есть из рук в руки, и сложным (завуалированным).
Возможны следующие способы маскировки дачи-получения взятки: под видом дарения; дачи денег в долг или погашения несуществующего долга; заключение фиктивных трудовых соглашений и осуществление выплат по ним взяткополучателю или его доверенным лицам денег за якобы выполненную работу; внесение денег на банковский счет взяткополучателя; использование должностным лицом подставных организаций с целью перепоручения им функций, относящихся к компетенции самого коррумпированного чиновника. Например, по уголовному делу № 2-56/07 один из руководителей Ростехнадзора Ф. и его заместитель Ц. для получения разрешений Ростехнадзора требовали от организаций, осуществляющих поставки газа на территории ЛО обратиться в некоммерческую автономную организацию «Промышленная и экологическая безопасность» для заключения фиктивных договоров на получение информационно-консультационных услуг. Не заключив договора с «ПЭБ» поставщикам газа не предоставлялись разрешения Ростехнадзором. При этом 30 % от суммы, оплаченной клиентом «ПЭБ», Е. передавал Ф. и Ц.
В ходе анализа уголовных дел установлено, что в 86 % случаях имеет место простой способ передачи взятки, а в 14 % случаях участники взяточничества пытались осуществить маскировку передачи денег, например, денежные средства, являющиеся взяткой, передавались безналичным путем через банковские счета юридических лиц; взяткодатель оставлял деньги в обусловленном месте, а взяткополучатель забирал их спустя определенное время; взятку получали доверенные лица должностного лица.
В результате изучения материалов практики автором данной работы выявлена зависимость способа передачи взятки от иных элементов криминалистической характеристики взяточничества, в частности, места совершения преступления и личности взяточника:
- простой способ передачи взятки используют взяткодатели, не имеющие высшего образования и представления о работе государственных органов власти и органов местного самоуправления, с низкой правовой культурой, желающие как можно быстрее дать взятку и «решить интересующий их вопрос». В связи с этим взятка данными лицами передается либо в кабинете должностного лица или по месту работы взяткодателя, например, в помещении коммерческой организации, в которой работал взяткодатель и проверку которой осуществляет должностное лицо – взяткополучатель. Так, в 46 % изученных уголовных дел взяткодатели (большей частью лица без высшего образования, не имеющие официально места работы) предлагали взятку сотрудникам милиции за не привлечение их к уголовной или административной ответственности, при этом деньги (предмет взятки) либо давали должностному лицу в руки, либо клали на рабочий стол должностного лица. В 26 % проанализированных уголовных дел предприниматели предлагали взятку должностным лицам, осуществляющим проверки их хозяйственной деятельности прямо в помещении проверяемых коммерческих организаций. В 8 % случаев взятку у граждан вымогали сотрудники ГИБДД, не имеющие высшего образования, которые настаивали на том, чтобы, лицо, нарушившее ПДД, передало им деньги сразу (из рук в руки), находясь внутри патрульной машины ГИБДД.
- завуалированный способ передачи взятки избирают взяточники, обладающие высшим образованием, опытом совершения данного преступления, высокими интеллектуальными способностями, а также материальными средствами, так как маскировка передача взятки требует определенных денежных затрат. Так в 4 % изученных уголовных дел деньги, предназначенные в качестве взятки, по фиктивным договорам передавалась безналичным путем с расчетного счета одной коммерческой организации на счет другой, при этом и взяткодатели и взяткополучатели были людьми с высшим образованием, имеющие опыт предпринимательской деятельности, а также обладающие большими материальным ресурсами, так как даже регистрация юридических лиц, через которые осуществляется передача взятки, ведение банковских счетов данных организаций и т.д. требует немалых денежных затрат. В 16 % уголовных дел взяткополучатели были сотрудниками правоохранительных органов, имеющими опыт раскрытия коррупционных преступлений, поэтому деньги, являющиеся взяткой они не брали своими руками; на встречу с взяткодателем для получения взятки отправляли доверенных лиц; просили оставлять взятку в условленном месте и т.д.
Классификация административно-правовых актов управления
Административно-правовые акты необходимо классифицировать по следующим основаниям: 1. По юридическим свойствам - нормативные, индивидуальные, общего значения, смешанного характера. Нормативные административно-правовые акты содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипны ...
Характеристика и организационная структура Администрации сельского
поселения Дороховское
Администрация сельского поселения Дороховское сформировано главой Рузского муниципального района в соответствии с общей структурой администрации Рузского муниципального района, утвержденной решением совета депутатов Рузского муниципального района. Администрация сельского поселения Дороховское являе ...
Способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из договора
поставки
Бурный процесс развития рынка торговых отношений сопряжен с множеством проблем, как старых, так и вновь образовавшихся. Но основной среди них остается - риск возникновения ситуаций, связанных с несвоевременным, не полным или ненадлежащим исполнением, либо вовсе не исполнением условий договора поста ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.