Между обстановкой совершения преступления и действиями взяточников существует прямая и обратная зависимость. Например, если в органе государственной власти сложилась недостаточная система контроля и существуют пробелы в регулировании деятельности должностных лиц, а также если служащие данного государственного органа сами обладают контрольными полномочиями, то все это создает определенные предпосылки для взяточничества. При этом действия взяточников отображаются в обстановке в виде различных следов. Например, по делу 2-56/07 взяткополучателями являлись руководитель одного из Управлений Ростехнадзора Ф. и его заместитель Ц. Из-за недостаточной системы контроля деятельности данного Управления (что было отражено в материалах ведомственной проверки) Ф. и Ц. осуществляли систематическое получение взяток от представителей организаций подконтрольных Ростехнадзору. При этом действия взяточников – выдача незаконных разрешений, отображались в документообороте Управления, и были выявлены в результате ведомственной проверки, результаты которой стали одним из поводов для возбуждения уголовного дела.
5) Предмет взятки.
Предметом взятки обычно являются материальные ценности и услуги материального характера, представляющие определенные имущественную выгоду для их получателя. Из результатов изучения практики следует, что:
а) в 96% случаев предметом взятки выступали деньги (при этом в 80 % - денежные средства РФ, а в 16 % - доллары США)
б) в 4 % случаев предметом взятки являлось имущество. Так по уголовному делу № 2-56/07, по которому в получении взятки обвинялись руководитель одного из управлений Ростехнадзора ЛО Ф. и его заместитель Ц., основная часть взяток передавалась в деньгах, а один из взяткодателей подарил жене Ф. квартиру в одном из престижных районов г. СПб.
в) в 2 % предметом взятки являлись услуги имущественного характера. По уголовному делу № 1-207/07 обвиняемый В., являющийся сотрудником милиции, требовал взятку у предпринимателя Ш. за не проведение проверки коммерческой деятельности Ш., который являлся собственником кафе. При этом В. требовал от Ш. денежные средства, а также предоставление бесплатного питания в вышеуказанном кафе.
По данным председателя Верховного суда РФ В.М. Лебедева при анализе рассмотренных в судах уголовных дел о взяточничестве за 2008 г. было установлено, что в 13,8 % из них сумма взятки была до 500 рублей; в 33 % рассмотренных дел размер взятки колебался от 500 до 3 тыс. рублей; в 23 % уголовных дел - от 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей; в 12 % размер взятки составлял от 10 тыс. рублей до 30 тыс. рублей.
В ходе исследования автором установлено, в среднем размер взятки составлял от 2 до 12 тысяч рублей. Минимальным размером взятки являлась сумма в размере 900 рублей, а максимальным – 41 171 078 руб.
Для отличия взятки, не превышающей 500 руб. (размера подарка, которые должностные лица могут получать в соответствии со ст. 575 ГК РФ) от подарка необходимо учитывать характер взаимоотношений гражданина и должностного лица; наличие повода для дарения; способ передачи подарка т.д.
Практика свидетельствует, что источник предмета взятки зависит от целей, которые преследует взяткодатель. Так в 32 % исследованных уголовных дел, когда целью дачи взятки являлись личные интересы взяткодателя (его родственников или знакомых), источником предмета взятки были личные сбережения указанного лица. В 30 % случаев взятка давалась в целях коммерческой организации, и соответственно источником взятки являлись денежные средства данной организации.
Предпосылки права на обращение за судебной защитой
Возникновение права на доступ к правосудию на стадии возбуждения гражданского судопроизводства, прежде всего, обусловлено наличием или отсутствием определенных юридических фактов, которые в науке получили название предпосылок права на обращение за судебной защитой. Именно эти юридические факты выст ...
Организация государственного регулирования системы сертификации в Челябинской области
Система сертификации создается государственными органами управления, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. К участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы, организации, со ...
Общая характеристика принципов государственного механизма
Рассмотрев в предыдущих вопросах курсовой работы понятие и структуру механизма государства, я предлагаю в данной главе уделить внимание принципам их деятельности на примере структурных элементов механизма государства Республики Беларусь. Продвигаясь по пути социального прогресса, человеческое общес ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.