Юриспруденция » Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию » Экологическая информация в российском законодательстве

Экологическая информация в российском законодательстве

Страница 1

В России в целом довольно развитое законодательство, регламентирующие право на получение экологической информации. Как уже отмечалось выше, информационные права граждан находятся в тесной взаимосвязи с экологическими и способствуют их реализации.

В ст. 42 Конституции РФ говорится о том, что каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Но граждане, как правило, слабо знают свои экологические права, что представляет собой серьёзную проблему, поскольку право на получение экологической информации позволяет, также реализовать и другие конституционные права, такие как право на благоприятную окружающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Также в ч.2 ст.24 Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Эту норму следует толковать широко, поскольку эта норма является нормой прямого действия. Данное положение соотносится и с ч.4 ст. 29, согласно которой, каждый имеет право свободно искать и получать необходимую для него информацию (в том числе и экологическую). Данное право реализуется, прежде всего, через средства массовой информации.

В ст.38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г № 2124-1 «О средствах массовой информации» закреплено, что граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференции, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов провозглашает соблюдение права каждого на получение информации о состоянии окружающей среды (ст. 3), а также включает в полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ обеспечение населения информацией об окружающей среде (ст.5, ст.6), закрепляет право граждан направлять обращения в соответствующие органы и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11), а также закрепляет обязанность формирования и ведения единой информационной базы данных в области охраны окружающей среды( ст.20). Помимо этого ч. 3 ст. 63 данного Закона устанавливает статус информации о состоянии окружающей среды, её изменении, полученной при осуществлении государственного экологического мониторинга.

По нормам, установленных данным законом можно заметить, что ограничена сфера информационных интересов граждан о состоянии окружающей природной среды только местами их проживания, что по-моему мнению является нецелесообразным ограничением. А так же не закреплено наличие ответственности за отказ от предоставления, несвоевременности или искажения информации о состоянии окружающей среды( что содержалось в Законе « Об охране окружающей природной среды» РСФСР). Отсутствие данного положения можно рассматривать двояко. С одной стороны, административные взыскания должны устанавливаться специализированным актом, то есть данный шаг законодателя можно считать правомерным. Но с другой стороны, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, хотя и содержит ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации», но из содержания нормы статьи следует, что за отказ от предоставления экологической информации ответственность не наступает. Можно, конечно предположить, что законодатель провёл знак равенства между «сокрытием» и «отказом в предоставлении», но это, по меньшей мере, терминологически не вполне корректно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Система источников конституционного права зарубежных стран
Традиционно вычленяют три группы юридических источников. Это, во-первых, нормативные правовые акты, во-вторых, обычаи и, в-третьих, судебные прецеденты. Эта схема вполне приложима и к конституционному праву зарубежных стран. Однако последнему присущи некоторые специфические особенности, которые ста ...

Понятие и классификация организационных структур управления регионом
Ключевым экономико-географическим понятием является понятие территории. Она служит основой для всех остальных географических и социально-экономических объектов. Территория это ограниченная часть земной поверхности с присущими ей природными и привнесенными человекам свойствами и ресурсами. Понятие т ...

Зоны развития пожара
В природе нет абсолютно одинаковых пожаров, но, несмотря на их многообразие каждый из них имеет ряд общих признаков. К числу общих признаков относятся зоны развития пожаров, так как они являются постоянно существующими за все время развития данного явления. Так в практике, производства исследований ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru