Первым правовым актом, посвященным лизингу, в Российской Федерации явился Указ Президента РФ от 17.09.1994 N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". Как следовало из его преамбулы, он был принят в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства.
Действительно, роль лизинга в решении сложнейших экономических задач – повышении эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, повышение инвестиционной активности и заинтересованности кредитных учреждений и организаций к финансированию новейших технологий в производстве на основе их целевого использования и гарантий возвратности, - трудно переоценить. К тому же мировая практика свидетельствует о том, что лизинг является одним из наиболее эффективных и экономически целесообразных способах финансирования деятельности предприятий.
С учетом этого Правительству РФ было поручено разработать и утвердить Временное положение о лизинге, предусмотрев в нем определения:
- лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок;
- объектов лизинга, имея в виду, что любое движимое и недвижимое имущество, относимое к основным средствам, а также имущественные права могут являться предметом договора о лизинге.
Особая роль в данном Указе отводилась укреплению рыночных отношений в сельском хозяйстве и развитию фермерских хозяйств, для чего Правительство РФ должно было оказать содействие в создании экспериментальных акционерных лизинговых компаний в Центральном регионе Российской Федерации.
Во исполнение Указа было принято Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", которым утверждено Временное положение о лизинге. Минсельхоз России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовил и представил в 1995 г. в Правительство РФ предложения о создании в Центральном регионе Российской Федерации экспериментальных лизинговых компаний, специализирующихся на операциях с оборудованием для агропромышленного производства.
В 1996 г. принята часть вторая Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), параграф 6 гл. 34 которой регулирует финансовую аренду (лизинг). А затем, раскрывая его положение, в 1998 г. был принят Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге), посредством которого и по сей день осуществляется правовое регулирование лизинговой деятельности.
Одновременно с реформированием гражданского законодательства и на его основе вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, определившие льготное налогообложение по лизинговым операциям (в сравнении с другими формами финансирования), а также разрешившие использовать по лизинговому имуществу ускоренные методы амортизации с коэффициентом 3, что позволило многим предприятиям оттянуть выплату налога на прибыль на более поздний срок.
Однако созданные в конце прошлого десятилетия эти нормативные акты явились по существу лишь первым шагом к созданию специального механизма регулирующего такой сложный правовой институт как лизинг, а потому содержали не мало существенных ошибок.
Примечательно, что проводившийся в начале 2010 года опрос, проведенный Госкомстатом России, показал, что 54,2% от общего числа опрошенных организаций одним из главных отрицательно влияющих на деятельность организаций в области финансового лизинга факторов считают несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности.
Таким образом, совершенствование правового регулирования является одной из предпосылок для развития лизинга.
В данной работе мы попытаемся определить основные проблемы в правовом регулировании лизинговых отношений. Для этого мы решим следующие задачи: определим содержание лизингового договора, определение лизингового имущества, субъектов лизинговых отношений и форм взаимоотношений между ними; выделим основные проблемы лизинга; дадим общий анализ решения данных проблем.
Конституционные основы Валютного права
Источником валютного права является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой в российской правовой системе. Конституция РФ выступает нормативным актом прямого действия и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны прот ...
Общие методологические
положения наследования по завещанию
Завещание можно определить как акт физического лица (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по распоряжению принадлежащими ему материальными или нематериальными благами на случай смерти. Завещание относится к юридическим актам, то есть к таким правомерным действиям, при совершении которы ...
Сущность органов исполнительной власти и их система
Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось. Научные разработки проблем организации и деятельности исполнительной власти под влиянием перемен в государственном и социальном развитии страны за последнее десятилетие подве ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.