Первым правовым актом, посвященным лизингу, в Российской Федерации явился Указ Президента РФ от 17.09.1994 N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". Как следовало из его преамбулы, он был принят в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства.
Действительно, роль лизинга в решении сложнейших экономических задач – повышении эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, повышение инвестиционной активности и заинтересованности кредитных учреждений и организаций к финансированию новейших технологий в производстве на основе их целевого использования и гарантий возвратности, - трудно переоценить. К тому же мировая практика свидетельствует о том, что лизинг является одним из наиболее эффективных и экономически целесообразных способах финансирования деятельности предприятий.
С учетом этого Правительству РФ было поручено разработать и утвердить Временное положение о лизинге, предусмотрев в нем определения:
- лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок;
- объектов лизинга, имея в виду, что любое движимое и недвижимое имущество, относимое к основным средствам, а также имущественные права могут являться предметом договора о лизинге.
Особая роль в данном Указе отводилась укреплению рыночных отношений в сельском хозяйстве и развитию фермерских хозяйств, для чего Правительство РФ должно было оказать содействие в создании экспериментальных акционерных лизинговых компаний в Центральном регионе Российской Федерации.
Во исполнение Указа было принято Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", которым утверждено Временное положение о лизинге. Минсельхоз России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовил и представил в 1995 г. в Правительство РФ предложения о создании в Центральном регионе Российской Федерации экспериментальных лизинговых компаний, специализирующихся на операциях с оборудованием для агропромышленного производства.
В 1996 г. принята часть вторая Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), параграф 6 гл. 34 которой регулирует финансовую аренду (лизинг). А затем, раскрывая его положение, в 1998 г. был принят Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге), посредством которого и по сей день осуществляется правовое регулирование лизинговой деятельности.
Одновременно с реформированием гражданского законодательства и на его основе вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, определившие льготное налогообложение по лизинговым операциям (в сравнении с другими формами финансирования), а также разрешившие использовать по лизинговому имуществу ускоренные методы амортизации с коэффициентом 3, что позволило многим предприятиям оттянуть выплату налога на прибыль на более поздний срок.
Однако созданные в конце прошлого десятилетия эти нормативные акты явились по существу лишь первым шагом к созданию специального механизма регулирующего такой сложный правовой институт как лизинг, а потому содержали не мало существенных ошибок.
Примечательно, что проводившийся в начале 2010 года опрос, проведенный Госкомстатом России, показал, что 54,2% от общего числа опрошенных организаций одним из главных отрицательно влияющих на деятельность организаций в области финансового лизинга факторов считают несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности.
Таким образом, совершенствование правового регулирования является одной из предпосылок для развития лизинга.
В данной работе мы попытаемся определить основные проблемы в правовом регулировании лизинговых отношений. Для этого мы решим следующие задачи: определим содержание лизингового договора, определение лизингового имущества, субъектов лизинговых отношений и форм взаимоотношений между ними; выделим основные проблемы лизинга; дадим общий анализ решения данных проблем.
Причины трудовых споров
Причины трудовых споров – это те негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности. Причинами трудовых споров являются следующие два субъективно негативных фактора (две черты) спорящих сторон, в ...
Объекты гражданских правоотношений. Классификация вещей
Объекты гражданских прав – в праве – материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают гражданские правоотношения. В РФ объектами гражданских прав являются: – вещи; – имущественные права; – работы и услуги; – информация; – результаты интеллектуальной деятельности; – нематериальные бл ...
История исполнительного производства
История исполнительного производства насчитывает не одну сотню лет. Истоки его берут начало от памятника российского частного права "Русская правда". Первое упоминание о приставах, исполняющих решения судов, относится к 1270 году. В древней России исполнением занимались отроки, мечники и ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.