Юриспруденция » Правовое регулирование лизинговых отношений

Правовое регулирование лизинговых отношений

Первым правовым актом, посвященным лизингу, в Российской Федерации явился Указ Президента РФ от 17.09.1994 N 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности". Как следовало из его преамбулы, он был принят в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства.

Действительно, роль лизинга в решении сложнейших экономических задач – повышении эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, повышение инвестиционной активности и заинтересованности кредитных учреждений и организаций к финансированию новейших технологий в производстве на основе их целевого использования и гарантий возвратности, - трудно переоценить. К тому же мировая практика свидетельствует о том, что лизинг является одним из наиболее эффективных и экономически целесообразных способах финансирования деятельности предприятий.

С учетом этого Правительству РФ было поручено разработать и утвердить Временное положение о лизинге, предусмотрев в нем определения:

- лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок;

- объектов лизинга, имея в виду, что любое движимое и недвижимое имущество, относимое к основным средствам, а также имущественные права могут являться предметом договора о лизинге.

Особая роль в данном Указе отводилась укреплению рыночных отношений в сельском хозяйстве и развитию фермерских хозяйств, для чего Правительство РФ должно было оказать содействие в создании экспериментальных акционерных лизинговых компаний в Центральном регионе Российской Федерации.

Во исполнение Указа было принято Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", которым утверждено Временное положение о лизинге. Минсельхоз России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовил и представил в 1995 г. в Правительство РФ предложения о создании в Центральном регионе Российской Федерации экспериментальных лизинговых компаний, специализирующихся на операциях с оборудованием для агропромышленного производства.

В 1996 г. принята часть вторая Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), параграф 6 гл. 34 которой регулирует финансовую аренду (лизинг). А затем, раскрывая его положение, в 1998 г. был принят Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге), посредством которого и по сей день осуществляется правовое регулирование лизинговой деятельности.

Одновременно с реформированием гражданского законодательства и на его основе вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ, определившие льготное налогообложение по лизинговым операциям (в сравнении с другими формами финансирования), а также разрешившие использовать по лизинговому имуществу ускоренные методы амортизации с коэффициентом 3, что позволило многим предприятиям оттянуть выплату налога на прибыль на более поздний срок.

Однако созданные в конце прошлого десятилетия эти нормативные акты явились по существу лишь первым шагом к созданию специального механизма регулирующего такой сложный правовой институт как лизинг, а потому содержали не мало существенных ошибок.

Примечательно, что проводившийся в начале 2010 года опрос, проведенный Госкомстатом России, показал, что 54,2% от общего числа опрошенных организаций одним из главных отрицательно влияющих на деятельность организаций в области финансового лизинга факторов считают несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности.

Таким образом, совершенствование правового регулирования является одной из предпосылок для развития лизинга.

В данной работе мы попытаемся определить основные проблемы в правовом регулировании лизинговых отношений. Для этого мы решим следующие задачи: определим содержание лизингового договора, определение лизингового имущества, субъектов лизинговых отношений и форм взаимоотношений между ними; выделим основные проблемы лизинга; дадим общий анализ решения данных проблем.

Другое по теме:

Система судов Российской Федерации
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежд ...

Мониторинг окружающей среды
Понятие экологического мониторинга. Экологический мониторинг как система наблюдений за состоянием окружающей среды Российской Федерации, в том числе в районах расположения источников загрязнения и иного негативного воздействия на нее, за состоянием отдельных компонентов природной среды (атмосферы, ...

Эффективность изменения условий отбывания наказания путем перевода в исправительные учреждения иного вида режима
Практика также показывает большую эффективность применения института изменения вида исправительного учреждения осужденным посредством их перевода в ИУ с меньшим объемом правоограничений. Это проявляется: в стимулировании позитивного поведения лиц, лишенных свободы; обеспечивает стремление к качеств ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru