Одним из важнейших основополагающих начал организации и деятельности судебной власти является принцип транспарентности (термин «транспарентность» происходит от английского слова «transparent» - прозрачный, открытость, гласность). Традиционно этот принцип называют определяющим в организации процесса слушания дел. Однако в современных условиях он приобретает особое значение и в аспектах организации судебной системы. Это проблемы доступности и открытости различного рода информации о работе судебных учреждений, о назначениях судей, порядке приема обращений и назначенных к слушанию общественно значимых процессах, о принимаемых решениях и т.п.
Транспарентность традиционно расценивается как прозрачность того или иного процесса. В последние годы многие процессуалисты стали рассматривать транспарентность в качестве или синонима гласности судопроизводства, или самостоятельного принципа правосудия. Так, М.А. Кузьмина полагает, что транспарентность охватывает все сферы организации и деятельности судебной власти.
В условиях напряженности социального конфликта, разновидностью которого и является правовой спор, транспарентность судебной власти, а значит и цивилистического судебного процесса, призвана обеспечивать наиболее эффективное использование механизма судебной защиты заинтересованными в ее получении лицами.
Транспарентность судебной власти предполагает, в том числе и транспарентность механизма ее реализации, в частности, транспарентность механизма судебной защиты, «начинающегося с обращения заинтересованного лица в суд с требованием о судебной защите и оканчивающегося с момента вынесения судебного акта и вступления его в силу».
Применительно к реализации судебной власти в ее динамике транспарентность можно изучать с различных позиций: как транспарентность отдельных стадий гражданского процесса, выявляя общее и особенное в отношении каждой из них; с позиции учения о правоприменительных циклах и стадиях судебной правоприменительной деятельности в рамках каждого цикла; исследовать транспарентность отдельных видов производств цивилистического процесса; рассматривать транспарентность в динамике процесса с позиций движения дела по инстанциям и т.д. Кроме того, транспарентность организации и реализации государственной власти вообще, и судебной, в частности, подразумевает целый комплекс средств и механизмов ее обеспечения, среди которых можно выделить организационные, собственно правовые, политические, образовательные, научно-исследовательские и прочие.
В связи с изложенным необходимо оговориться, что целью раскрытия данного вопроса не является детальное раскрытие проблемы транспарентности гражданского и арбитражного процесса во всей ее полноте, в том числе содержания термина транспарентности и ее сущности, углубленное аналитическое исследование системы средств и механизмов ее обеспечения и т.д., но предпринимается попытка освещения лишь некоторых аспектов транспарентности отдельных этапов реализации механизма защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений в рамках судебной гражданской юрисдикции сквозь призму имеющихся нормативно-правовых средств ее обеспечения. Условимся лишь, что под транспарентностью здесь понимается качественная характеристика судебной власти применительно к механизму ее реализации посредством отправления правосудия по гражданским делам, характеризующаяся ясностью, прозрачностью и открытостью механизма судебной защиты, в т. ч. судопроизводства.
Причины возникновения пожаров
За анализируемый период времени в г. Семей пожары возникали по следующим причинам: · Установленные поджоги · Нарушение тех. процесса · НППБ экспл. эл. оборуд-ния · НППБ экспл. быт. эл. прибор. · НППБ теплоген. установок · НППБ эксп. печей · НППБ эл. свар. и огн. работ. · НППБ кер. бен. и др. быт. у ...
Общие закономерности возникновения государства и права
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но ...
Нормативно-правовое регулирование Параолимпийских игр
Параолимпийские игры нуждаются в нормативно-правовом регулировании их деятельности. При этом особенность регулирования отношений в области физической культуры и спорта инвалидов заключается в том, что оно на федеральном уровне осуществляется законодательством: 1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 3 ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.