Юриспруденция » Особенности трудового договора лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям » Процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям

Процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям

В соответствии со ст. 317 Трудового кодекса лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом, в настоящее время Законом от 19.02.1993 г. № 4520-1.

Процентная надбавка выражается в процентах к заработной плате и устанавливается в зависимости от группы местности, к которой отнесен тот или иной район, местность, стажа работы и возраста.

Процентная надбавка является не компенсацией, а стимулирующей выплатой заработной платы, гарантированной государством.

Как уже говорилось, Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ внесены изменения в статью 2 Закона о Севере, которые предусматривают, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ. Однако соответствующее постановление до настоящего времени не подготовлено и поэтому действует перечень северных районов, установленный ранее.

Для возникновения права на получение процентной надбавки к заработной плате имеет существенное значение:

1. отнесение данной территории к районам Крайнего Севера или приравненной к ним местности;

2. наличие стажа работы в данных районах и местностях.

Максимальные размеры надбавок дифференцированы по трем группам регионов, при этом во всех регионах максимальный размер процентной надбавки может быть начислен после пяти лет работы:

- в наиболее суровых районах Крайнего Севера - Чукотском автономном округе и Северо-Эвенкийском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей – 10% заработка, по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие 6 месяцев работы при максимальном размере 100% заработка;

- в остальных районах Крайнего Севера – 10 % заработка по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 10 % за каждые последующие 6 месяцев работы, а по достижении 60 % надбавки – 10 % заработка за каждый год работы. Предельный размер надбавок для данной группы районов составляет 80 % заработка;

- в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 10 % заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10 % за каждые последующий год работы при максимальном размере надбавки - 50 % заработка.

Начисление и выплата процентной надбавки (и первой, и последующей) к заработной плате производится со дня возникновения у работника права на нее, а не со следующего месяца или года. Надбавки начисляются на фактический заработок работника за месяц (без применения районного коэффициента).

Юридическое значение для возникновения права на получение надбавки в повышенном размере имеют три факта:

- возраст работника до 30 лет;

- время проживания на Севере до поступления на работу в течение пяти лет или одного года непрерывно или суммарно;

- поступление на работу в одном из районов Севера впервые.

Для сохранения права молодежи в возрасте до 30 лет на получение преимуществ в получении процентных надбавок с первого дня работы в северных регионах, предусмотренные ранее ч. 2 ст. 11 Закона о Севере, необходимо включение данного положения в соглашения, коллективные или трудовые договоры.

Процентные надбавки начисляются работникам, постоянно работающим и проживающим в северных районах, а также работникам, выполняющим работу вахтовым методом, согласно ст. 302 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ.

Другое по теме:

Обжалование и опротестование решения
Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий ...

Нормативно-правовые основы института обращений граждан в органы государственной власти
Конституционные положения о формировании в Российской Федерации правового государства получают более предметное и конкретное развитие в реализации прав граждан на участие в управлении государством. Одно из проявлений этого - право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуп ...

Порядок и особенности ведения административного процесса по делам об административных таможенных правонарушениях
Производство по делам об административных таможенных правонарушениях является одной из разновидностей административного процесса. Представляет собой регламентируемую административно-процессуальными нормами совокупность процессуальных действий, направленных на рассмотрение дел об административных та ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru