Юриспруденция » Значение правового сознания в условиях построения правового государства » Правосознание как условие эффективности построения правового государства

Правосознание как условие эффективности построения правового государства

Страница 3

В процессе правового воспитания в учебном заведении основное внимание следует уделять воспитанию у студента уважения к нормативным актам, органам государственной власти и демократическим институтам России.

В утвержденных Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 г. «Основах государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», отмечается, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов. Хотелось бы отметить, что это первый документ в истории России, направленный на формирование традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, а также на создание высокого уровня правовой культуры общества и личности.

Путин В.В., выступая на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», отметил, что «демократическое государство должно стать эффективным инструментом самоорганизации гражданского общества. Чертами завтрашней системы государственного управления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперёд, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, и их компетенции, и кругозор».

В развитие этой мысли на V Красноярском экономическом форуме "Россия 2008-2020. Управление ростом" в 2008 году Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил: «Свобода неотделима от фактического признания гражданами власти закона. И подразумевает не хаос, а уважение к принятому в стране порядку. Верховенство закона должно стать одной из наиболее значимых наших ценностей. Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности.

Представляется, что достижение этих целей возможно путем проведения социальной, экономической, административной реформ, а также повышения эффективности деятельности органов государственной власти.

Проводимый последние десятилетия в России курс на демократизацию общественной жизни и формирование правового государства, предполагает ориентацию на использование правосознания как средства социального регулирования правомерного поведения. По справедливому мнению Кудрявцева В.Н., именно от поведения индивида зависят юридические последствия в виде поощрений или ответственности.

Правовое сознание российского общества имеет ряд характерных особенностей и проблем. Особенности раскрыты и проанализированы в предыдущих параграфах, остановимся на проблемах. Одной из проблем выступает справедливость законов и их всеобщего исполнения.

Мониторинг правоприменительной практики показывает, что нам далеко еще до правового государства, настолько противоречивы наши законы, а значительная их часть не вписалась в культуру общества. Проблема не нова, она имеет глубокие исторические корни. В отечественной философской мысли правосознание всегда основывалось на каких-то нравственных принципах в отличие от рационального западного. Если законы несправедливы, разве можно их добровольно выполнять?

Уязвленное чувство справедливости порождает все новые факты несправедливости: стремление тайно обойти законы наблюдается во всех слоях общества независимо от сферы деятельности и доступа к власти. К сожалению, в наше время слишком широких прав и свобод и отсутствия при этом должного контроля отдельные представители экономической и политической элиты уже не втихую, а открыто демонстрируют пренебрежительное отношение к законам, игнорирование основных нравственных правил. Можно ли при этом говорить о позитивном моральном развитии нашего гражданского общества?

По убеждению экспертов, в России не будет создано правовое государство и гражданское общество, пока законы не будут исполняться всеми и повсеместно. Отсюда вытекает важный вывод: права человека должны быть связаны с его ответственностью.

Развитие институтов гражданского общества может оказать значительное влияние на развитие прав и свобод человека. В Федеральном законе от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" одной из ее приоритетных задач называется проведение общественной экспертизы законопроектов. Эксперты отмечают, что за время существования Общественной палаты не было установлено конструктивного диалога с палатами парламента по данному вопросу, с одной стороны, из-за несогласованности и нечеткого оформления мнения членов Общественной палаты по законопроектам, а с другой - из-за незаинтересованности лоббистских сил в парламенте. В настоящее время продолжается работа над концепцией общественной экспертизы законопроектов, придания ей действующей, рабочей формы. Но как найти такую эффективную форму взаимодействия гражданского общества с законодателем? Отсутствует простое решение этого вопроса. Возможно, необходимо установить обязательную "обратную связь", чтобы палаты парламента информировали Общественную палату о результатах рассмотрения ее заключений по итогам общественной экспертизы, несмотря на то, что данные заключения в соответствии с законом носят рекомендательный характер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

О целесообразности введения понятия "аффилированное лицо"
В англо-американской (а точнее в американской) системе права, откуда это понятие было заимствовано российским законодателем (у которого, в свою очередь, его заимствовал белорусский законодатель), понятие "аффилированное лицо" (иначе - "аффилированная корпорация") обозначает отно ...

Анализ структуры городского хозяйства муниципалитета
Муниципальный сектор экономики отличается от частного, прежде всего тем, что преследует не цели индивидуального обогащения и личной прибыли, а цели общественно-полезные. Основной задачей муниципального сектора является достижение наивысшего уровня муниципального благоустройства и социального благос ...

Наследование по закону
Глава 63 Кодекса даже по заглавию определяет, что никто и никакой иной закон не могут установить иную очередность наследников, кроме тех, которые обозначены в данной главе. В практике возник вопрос: если международным договором Российской Федерации предусмотрена иная очередность наследования, каким ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru