Юриспруденция » Значение правового сознания в условиях построения правового государства » Правосознание как условие эффективности построения правового государства

Правосознание как условие эффективности построения правового государства

Страница 2

Несомненно, становление правосознания должно начинаться еще в то время как субъект еще не сформировался, не получил негативных установок на неправомерное поведение и деформированного восприятия правовой действительности.

Основным фактором, воздействующим на правосознание является правовое воспитание, задача которого - выработать у гражданина чувство уважения к праву. Значительный вклад в исследовании правового воспитания внесли: А.М. Айзенберг, П.П.Баранов, А.Д.Бойков, Г.Н. Васин, О.А. Долгополов, Е.А. Лукашева, В.А. Медведев, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, И. Ф. Рябко и многие другие.

Понятие правового воспитания, как и воспитания в целом, понимается в научной литературе в двух смыслах: в широком и узком. Воспитание в широком смысле – особая форма деятельности государства, направленная на формирование в сознании людей, уважения права, позитивных представлений, ориентаций, установок. В узком смысле – правовое воспитание – целенаправленная деятельность сообщества юристов, осуществляемая от лица государства, направленная на формирование правосознания субъектов права. Определяя сущность правового воспитания, Е.В. Татаринцева дает следующие определение: « .сутью правового воспитания и в узком, и в самом широком смысле является формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с интересами и ожиданиями общества».

Правовое воспитание является одним из основных общепризнанных способов воздействия формирования правового сознания. Рассмотрим ключевые направления (средства) воспитания, воздействующие на правосознание. Так, не вызывает сомнения, что огромную роль в формировании правосознания оказывает правовая подготовка.

Представляется, что она должна начинаться еще со школы. Это специальные юридические курсы в виде предметов по выбору для учащихся, ориентированных на получение в дальнейшем юридического образования, либо требующих специальных юридических знаний, такие как: «Основы правоведения», «История права» и др. Несомненным приоритетным направлением в образовании должно являться патриотическое воспитание учащихся, в частности, такими способами как: прослушивание гимна, поднятие флага обучающимся, достигшим успехов в учебе, подготовка еженедельной информации о политической и правовой ситуации в стране.

Именно в процессе правовой подготовки при получении среднего и высшего профессионального образования, в правосознании будущего специалиста формируются базовые стереотипы в отношении тех норм права и элементов правовой действительности, которые будут иметь в дальнейшем важное значение именно для данной деятельности. При этом, правовые знания должны перейти в личную убежденность студента, для чего могут быть разработаны и внедрены специальные курсы, такие как: «Правовая культура и правосознание», «Правовое сознание и правовое воспитание», «Современные проблемы правопонимания», «Особенности российского менталитета и проблемы формирования правосознания» и другие.

При получении юридического образования в современный период студенты сталкиваются со следующими проблемами: некомпетентность профессорско-преподавательского состава (далее - ППС), слабая практическая направленность получаемых знаний, не прививание навыков к самостоятельному профессиональному самоизменению. Некомпетентность ППС характеризуется или излишней теоретизированностью и не знанием практического применения преподаваемых знаний, или наличием практических знаний и неумением их донести в силу отсутствия опыта преподавательской деятельности.

В связи с изложенным, в учебном процессе необходимо особое внимание уделять практическому и профессиональному обучению.

Будущим специалистам важно научиться самостоятельно добывать нужные им знания, уметь их логично и грамотно объяснить, применять. Особенно эффективными при этом являются практические упражнения (индивидуальные и групповые), деловые игры и учения, решение конкретных проблемных ситуаций на основе фундаментальных теоретических знаний. Жуков Е.А. справедливо отмечает, что студентов необходимо учить не только и не столько законодательству, сколько юридическому мышлению и практическим действиям.

Основными формами обучения студентов должны стать не лекционные и семинарские занятия, а деловые игры, круглые столы по проблемным практическим вопросам, конференции, научные кружки и иные формы занятий, обеспечивающих самостоятельную деятельность студентов.

Правовое обучение в ВУЗе должно сопровождаться воспитанием в нем ориентации на высокие духовные ценности: необходимо внедрение в мир профессии предметов быта, эстетических ценностей, эмоциально-личностного аспекта и творчества, несущих в себе родственное, сопричастное отношение к окружающему миру.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Анализ оперативной обстановки
в г. Семей за 2005 – 2009 гг. За рассматриваемый период в области произошло 3312 пожаров, материальный ущерб от которых составил 56, 782, 774 тыс. тенге. Количество пожаров по годам отображено в таблице 1. Таблица 1. 2005 2006 2007 2008 2009 За 5 лет Количество пожаров 570 1147 501 637 457 3312 Диа ...

Исполнение как сделка вообще
Пожалуй, наиболее распространенный комментарий исполнения обязательства сводится к определению его в качестве сделки, причем характеристика этой сделки иногда не приводится, определение исполнения как сделки часто дается как бы попутно, т.е. при рассмотрении различных иных вопросов, а не исполнения ...

Современное состояние законодательства об альтернативной гражданской службе
Реализация гражданами России конституционного права на альтернативную гражданскую службу имеет самостоятельные источники. Правовыми источниками реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой являются внешние формы выражения россий ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru