При неустановлении в действиях правонарушителей прямого умысла на незаконный экспорт такие действия состава преступления, предусмотренного ст. 229, не образуют.
Статья 230 УК Республики Беларусь «Невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей» предусматривает наказание за умышленное невозвращение в установленный срок на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Объективная сторона преступления выражается в невозвращении на территорию Республики Беларусь без уважительных причин, то есть при реальной возможности их возврата, ранее вывезенных законным путем историко-культурных ценностей, если их возвращение к установленному сроку являлось обязательным.
Таким образом, в норме ст. 230 УК предусмотрена криминализация случаев неисполнения таможенного законодательства, связанных с нарушением таможенного режима временного вывоза товаров (ст. 68–74 Таможенного кодекса Республики Беларусь).
Под историко-культурными ценностями, являющимися объектом данного состава преступления, понимаются наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия», не подлежащие вывозу из Республики Беларусь для свободного обращения за пределами ее государственной территории.
Ценности делятся на следующие виды:
1) движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и включенные в соответствии с действующим законодательством в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь либо представленные для включения в этот список;
2) культурные ценности, составляющие музейный, библиотечный или архивный фонды Республики Беларусь.
Статус историко-культурной ценности придается Комитетом по охране историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь наиболее отличительным итогам и свидетельствам исторического и духовного развития народа Беларуси.
Материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которым в соответствии с законом «Об охране историко-культурного наследия» придан статус ценности, вносятся в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Установление принадлежности обнаруженных таможенными органами культурных ценностей к историко-культурным ценностям Республики Беларусь осуществляется специалистами Комитета по охране историко-культурного наследия.
Вывоз материальных движимых ценностей за пределы Беларуси на постоянное хранение запрещается.
Вывоз иных отличительных итогов и свидетельств исторического и духовного развития народа Беларуси, не получивших статус ценностей, регулируется соответствующим таможенным законодательством Республики Беларусь.
Временный вывоз за пределы Республики Беларусь материальных движимых ценностей в целях развития международного культурного обмена производится с письменного разрешения Комитета по охране историко-культурного наследия при выполнении правил и условий, специально установленных ею для каждого случая, и в соответствии с правилами таможенного законодательства Республики Беларусь.
Под уважительными причинами невозвращения историко-культурных ценностей понимается наличие обстоятельств, не зависящих от воли лица, взявшего на себя обязательство об обратном вывозе в Беларусь в установленные сроки историко-культурных ценностей, которые лишили данное лицо возможности реально исполнить его. Такими обстоятельствами могут быть заболевание или увечье, требующее госпитализации за пределами Беларуси, стихийное бедствие, катастрофа, похищение историко-культурных ценностей у лица, принявшего на себя обязательство об их обратном вывозе в Беларусь, и т.д.
Вступление в силу
Заключительная стадия законодательного процесса — санкционирование, промульгация и опубликование (обнародование) принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. В парламентарных федеративных государствах Западной Европы яв ...
Общие положения о недействительных
сделках
Статус: Закон вступил в силу 1 сентября 2013 г. (за исключением отдельных положений). Краткая информация об основных изменениях . В документе установлены следующие изменения: 1) введена специальная статья, касающаяся согласия на совершение сделки; 2) отменена сверхимперативная норма об обязательной ...
Понятие заработной платы
С экономической точки зрения ЗП – это цена рабочей силы. С правовой точки зрения ЗП – совокупность прав и обязанностей сторон трудового правоотношения по оплате труда. К трудовому доходу, кроме ЗП, относятся доходы по гражданско-правовым договорам, доходы учредителей предприятия, членов трудового к ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.