Юриспруденция » Функции государственного управления » Экономическая роль государства в Беларуси

Экономическая роль государства в Беларуси

Страница 1

Государство, его институты и структуры играют исключительно важную роль в экономике каждой страны. Одним из принципиальных вопросов является соотношение рыночных и государственных регуляторов. Мировое развитие экономики в XX в. свидетельствует о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Соответственно в экономической теории и политике преобладала то концепция усиления роли государства в экономике (прежде всего кейнсианство, господствовавшее как в экономической теории, так и практике хозяйственного регулирования на протяжении многих десятилетий прошлого века вплоть до конца 70-х гг.), то концепция неограниченных возможностей рыночных регуляторов экономического развития (монетаризм, неолиберализм и другие экономические теории, ставшие наиболее влиятельными в 80—90-е гг. XX в.). Что касается бывшего СССР и большинства социалистических стран, то в них государство определяло практически все социально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных планов, использования административно-командных методов управления [13, c. 79].

На современном этапе в преобладающем большинстве стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному сектору экономики.

Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства — важный элемент рыночной системы. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. Экономическая политика государства должна способствовать укреплению финансов субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, накоплению отечественного капитала, повышению доступности кредитных ресурсов отечественным товаропроизводителям.

Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в данный период.

Главная задача государственного управления в экономической сфере — обеспечение роста материального производства с целью удовлетворения все возрастающих потребностей населения. Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов: повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рационального использования внутренних ресурсов, развития науки и инновационной деятельности, формирования оптимальной структуры хозяйственного комплекса, его социальной ориентации, поддержки экспорта, обеспечения занятости населения и т. д.

В плановой экономике государство управляло практически всеми социально-экономическими процессами, которые поддаются централизованному регулированию. Системой директивных адресных заданий государственные органы определяли основные параметры деятельности каждого предприятия и его хозяйственные связи: объем и основной ассортимент производимой продукции, поставщиков сырья и материалов, потребителей готовой продукции. За предприятиями сохранялась самостоятельность в решении, прежде всего внутрихозяйственных вопросов: налаживания производства, организации и оплаты труда, совершенствования технологий, повышения качества продукции, социального развития трудовых коллективов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Форма государственного устройства
Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную и национальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государстве ...

Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени т.е. запредельное рабочее время (ст.97 ТК РФ) может производиться по совместительству (по инициативе работника (ст.98 ТК РФ)) или как сверхурочная работа (по инициативе работодателя (ст.99 ТК РФ)). Отличием является инициатива одной ...

Судебный прецедент
В настоящее время понятие «судебный прецедент» раскрывается во многих трудах как зарубежных, так и российских правоведов. Так, юридический прецедент характеризуется «как судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководству ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru