Юриспруденция » Функции государственного управления » Экономическая роль государства в Беларуси

Экономическая роль государства в Беларуси

Страница 2

В рыночной экономике государство не осуществляет непосредственного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок. Государственное регулирование играет главную роль только в тех сферах, которые определяют национальную безопасность страны или в которых регуляторы в силу различных причин неэффективны.

Необходимо отметить, что чисто рыночной экономики нет ни в одной стране мира. Экономический механизм в развитых странах включает два органично взаимосвязанных блока — рыночную саморегуляцию и государственное регулирование. Степень государственного вмешательства в экономику в разных странах неодинакова. Например, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США или Канаде.

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные. К тому же рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.

Роль государства в регулировании экономики определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты национальных интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике.

Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы социально-экономического развития: объединять интересы производителей и потребителей, стимулировать внедрение достижений научно-технического прогресса, повышать качество продукции, снижать затраты, постоянно обновлять ассортимент товаров, расширять номенклатуру предоставляемых населению услуг. Однако даже самый отлаженный рыночный механизм не в состоянии справиться со всеми социальными и экономическими проблемами жизни общества. Поэтому решение ряда проблем, неподвластных рыночному механизму, берет на себя государство.

Практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.

За государством, прежде всего, должны сохраняться следующие функции:

эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Структура парламента
Двухпалатную структуру парламента выбрали фактически все федеративные страны. Проявление в организации парламента основ федерализма принято соотносить с двухпалатной структурой, где верхняя палата считается органом представительства субъектов, а нижняя — органом общенационального представительства. ...

Субъекты представительства в гражданском процессе
В ГПК РФ закреплены положения, регламентирующие субъектов представительства в гражданском процессе. Как указано в ст. 49 ГПК РФ, представителями в суде могут быть дееспособные лица. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать веде ...

Проблемы, возникающие при прекращении трудового договора
Трудовой кодекс закрепил ряд общих гарантий работникам при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Прежде всего, не допускается увольнение работника (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru