Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью используются:
бюджетно-налоговая политика;
денежно-кредитная политика;
ценовое регулирование;
амортизационная политика;
прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.
Особая форма государственного регулирования — разработка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и т. д.) [14, c. 90].
Разработка программ социально-экономического развития осуществляется и в странах с развитой рыночной экономикой. Но в период перехода к рынку значимость данного метода регулирования экономики особенно велика, так как при разработке прогнозов и программ определяются стратегические и тактические цели и задачи развития, этапы и меры для их достижения, необходимые средства для их реализации.
Вся система государственного регулирования национальной экономики должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.
Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.
Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).
В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.
В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел.
Действующая на начало 2004 г. система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Изменения вида ИУ в сторону ограничения правового
статуса
Отмечая большое значение психолого-педагогического воздействия на осужденных в организации индивидуального карательно-воспитательного процесса, Н.А. Стручков аргументировано утверждал: "В современных условиях в сфере исполнения наказания наиболее актуальное значение приобретает новое осмыслива ...
Существенные условия и форма договора лизинга
К существенным условиям договора лизинга относятся условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто сог ...
Анализ наиболее существенных изменений в
Инкотермс-2000 по сравнению с редакцией 1990 года
Введенный с 1 января 2000 года новый Инкотермс-2000 содержит всего шесть незначительных изменений толкований (трактовки) международных базисных условий поставки по сравнению с редакцией 1990 г. Незначительность и непринципиальность изменений отмечена всеми специалистами, которые вполне единодушно у ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.