Юриспруденция » Институт дознания в уголовном процессе » Проблемы взаимодействия государственных органов в уголовном судопроизводстве и органов дознания

Проблемы взаимодействия государственных органов в уголовном судопроизводстве и органов дознания

Страница 4

Дознание в соответствии со ст.150 УПК РФ является одной из форм предварительного расследования, на которую законодателем возложена самостоятельная задача - досудебное производство по значительному числу составов преступлений. Их перечень приведен в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ. Следует учитывать, что этот перечень не в полной мере охватывает компетенцию дознания, поскольку в п.2 этой же части названной статьи указывается, что дознание также может осуществляться "по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести - по письменному указанию прокурора". Если прокурором по уголовному делу о преступлении небольшой и средней тяжести по каким-либо соображениям будет признана необходимость дознания, то расследование таких уголовных дел должно осуществляться не в соответствии с порядком, установленным для предварительного следствия, а по правилам, установленным настоящей главой для производства дознания.

Значительное количество вопросов возникает и по проблеме соотношения административного и уголовного процессов. На стадии дознания важно обеспечивать преемственность названных выше процессов с тем, чтобы сохранить доказательственную базу в случае переквалификации преступления в административное правонарушение и передачи соответствующих материалов органам административной юрисдикции и наоборот. В связи с переквалификацией преступления в административное правонарушение необходимо обеспечить точное фиксирование обстоятельств совершения правонарушения в материалах дознания: протоколах осмотра и схемах места преступления, допросов, следственных экспериментов, актов экспертиз и т.п.

При отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении производства по делу при наличии в деянии признаков состава административного правонарушения необходимо соблюдение соответствующих сроков привлечения к административной ответственности.

В случае же "обратной трансформации" производства по делу об административном правонарушении в уголовное дело также должны соблюдаться требования об объективности и всесторонности административного расследования, вплоть до определения перспективы обеспечения исполнимости постановления о применении административного взыскания. В этой связи особое значение приобретают служебные контакты сотрудников правоохранительных органов, способность правильно толковать и применять закон.

Уголовное и административное законодательство не содержит категорических предписаний о разграничении уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений. Между тем, говоря о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, УК РФ содержит ряд составов преступлений, "смежных" с административными правонарушениями: незаконное приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ. Многие административные правонарушения имеют тенденцию "перерастать" в преступление, являясь первопричиной последних.

Правильность юридической квалификации противоправного деяния как преступления или административного правонарушения теперь в подавляющем большинстве случаев зависит от уровня "правосознания" правоприменителя, точнее, от профессиональной квалификации работников правоохранительных органов.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ поставил значительное количество вопросов, которые еще предстоит решить российским ученым и специалистам-практикам.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое по теме:

Понятие и сущность лишения свободы как уголовного наказания
В пп. «л» и «м» ст. 44 УК РФ в перечне в качестве самостоятельных видов наказаний выделены соответственно: лишение свободы на определенный срок пожизненное лишение свободы. По действующему уголовному законодательству РФ лишение свободы может по приговору суда назначаться на определенный срок (ст. 5 ...

Понятие, цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности должностных лиц таможенных органов
Одной из функций любого государства является защита от нарушений установленных законодательными органами правовых норм. Для этого в государственном аппарате создаются правоохранительные органы. К их числу в Республике Беларусь относятся и таможенные органы. Для того чтобы правоохранительные органы ...

Принятие и одобрение
В России Федеральные законы принимает Госдума РФ – за его принятие должно отдать свой голос большинство депутатов. В течение пяти дней Закон должен быть передан Совету Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации. В случае отклонения Федераль ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru