Юриспруденция » Институт дознания в уголовном процессе » Проблемы взаимодействия государственных органов в уголовном судопроизводстве и органов дознания

Проблемы взаимодействия государственных органов в уголовном судопроизводстве и органов дознания

Страница 3

Если у органов внутренних дел не возникает никаких проблем при выполнении поручений следователя, то компетенция многих других органов дознания достаточно ограничена. Рассматривая данный вопрос применительно к компетенции органов государственного пожарного надзора, А.П. Рыжаков справедливо отмечал, что органом дознания эти поручения могут быть приняты и исполнены с учетом двух факторов: собственной уголовно-процессуальной правоспособности и конкретного требования следователя

Мы усматриваем наличие такой же связи между поручениями следователя и пределами компетенции любого другого органа дознания.

Выполнение поручений следователя, касающихся производства следственных и иных процессуальных действий, безусловно, считается процессуальным полномочием органа дознания, но является ли таковым выполнение поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий?

В контексте этой проблемы традиционно в теории уголовного процесса исследовался вопрос о том, входит ли в компетенцию органов дознания осуществление оперативно-розыскной деятельности. Сочетание оперативно-розыскной и процессуальной деятельности весьма характерно для деятельности органов дознания и не противоречит закону. Прежний Закон (ст.118 УПК РСФСР) относительно принятия органом дознания оперативно-розыскных мер формулировал их в виде одной из обязанностей органов дознания. Иначе говоря, учреждение или должностное лицо могло обладать правовым статусом органа дознания не только в связи с процессуальной, но и в связи с оперативно-розыскной деятельностью. Действующее уголовно-процессуальное законодательство также предоставляет органам дознания возможность принимать оперативно-розыскные меры по уголовному делу (п.4 ч.2 ст.38, ч.4 ст.157 УПК РФ). Это полномочие возлагается на них именно как на органы дознания. Однако право на их осуществление предоставлено не всем государственным органам и должностным лицам, отнесенным к органам дознания.

Главный признак, который объединяет органы дознания, перечисленные в п.1 ч.1 ст.40 УПК РФ, - это реализация ими оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим можно сделать вывод, что их деятельность как органов дознания составляют две функции: уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная. Органы дознания, указанные в п. п.2 - 4 ч.1 и п. п.1 - 3 ч.3 ст.40 УПК РФ, не относятся к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, поэтому их деятельность как органа дознания ограничивается лишь уголовно-процессуальной функцией.

Таким образом, компетенцию отдельных органов дознания составляют не только процессуальные, но и иные полномочия. Не каждый государственный орган и должностное лицо в сфере уголовного судопроизводства может осуществлять кроме уголовно-процессуальной деятельности какой-либо другой вид деятельности и считаться при этом участником уголовного судопроизводства. Их компетенция в отличие от компетенции органов дознания ограничена только процессуальными полномочиями.

Итак, для того чтобы правильно определить компетенцию конкретного государственного органа и должностного лица, необходимо установить, какие именно полномочия предусмотрены для него уголовно-процессуальным законом и в каких пределах он может их реализовывать в уголовном судопроизводстве. Четкое осуществление органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей и судом своей компетенции служит гарантией их эффективного функционирования и в полной мере отвечает назначению уголовного судопроизводства.

Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК). Порядок и особенности этой формы расследования указаны в гл.32 УПК.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. гл.21, 22, 24 - 29 УПК для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными в гл.32 УПК. Важно подчеркнуть, что следственные действия проводятся по единым правилам. Изъятия из общих правил расследования заключаются в некотором упрощении процессуальной формы расследования, состоящей в том, что нет отдельной процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления обвинения. Для дознания установлен более короткий срок, чем для следствия. Производство по делу заканчивается обвинительным актом, в который включается и формулировка обвинения (ст.225 УПК). Особенности дознания обусловлены тем, что в этой форме расследуется дело, когда оно возбуждается в отношении конкретного лица, а установление обстоятельств преступления не представляет сложности.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Государственное управление в сфере экологии. Функции экологического управления
Понятие государственного управления в сфере экологии, его задачи. Система и функции органов государственного управления в сфере экологии. Органы, осуществляющие управление и контроль в сфере экологии. Основные функции органов внутренних дел в области охраны природы. Информационное обеспечение в сфе ...

Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ
Порядок принятия Конституции РФ определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» от 15 октября 1993 г. В соответствии с этим Указом процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ. Пол ...

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение феодальных отношений в древней Руси
До IX-Xв. на территории Восточной Европы еще сохраняются первобытнообщинные отношения, патриархально-родовой строй. Хотя в Среднем Приднестровье разложение общины и началось гораздо раньше, но переселение с севера отсталых лесных славянских племен, вторжение кочевников отбросило назад эту группу пл ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru