Юриспруденция » Институт дознания в уголовном процессе » Проблемы взаимодействия государственных органов в уголовном судопроизводстве и органов дознания

Проблемы взаимодействия государственных органов в уголовном судопроизводстве и органов дознания

Страница 2

Разграничение компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания по производству неотложных следственных действий именно так, как это теперь предлагает УПК РФ, может привести к негативным последствиям на практике. В связи с этим полагаем целесообразным указать в нынешнем уголовно-процессуальном законе на право органов внутренних дел в исключительных случаях возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в связи с наличием преступлений, дела о которых по общему правилу относятся к компетенции иных органов дознания.

Органы Федеральной службы безопасности производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, указанных в п.2 ч.2 ст.151 УПК РФ. Таким образом, их компетенция распространяется только на те преступления, по которым предварительное следствие производится следователями данного ведомства. Компетенция таможенных органов по производству неотложных следственных действий также ограничена конкретными уголовными делами (п.3 ч.2 ст.157 УПК РФ).

Однако не всегда компетенция исчерпывается единственным определяющим ее признаком - категория преступления. Территория объекта и условия функционирования, которые заключаются в отдаленности не только от следователя, но и от органов дознания, определяют компетенцию капитана морского и речного судна, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. Для них категория преступления значения не имеет, так как в известных пределах на морском судне, находящемся в дальнем плавании, а также зимовке, с которой отсутствует транспортная связь, могут быть совершены различные преступления. Поэтому они могут возбудить уголовное дело по любому сообщению о преступлении и произвести по нему неотложные следственные действия, но, как только появится реальная возможность, постановление о возбуждении уголовного дела и материалы должны быть переданы незамедлительно прокурору.

Для командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов, а также начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы категория преступлений также не всегда имеет доминирующее значение. В их компетенции как органов дознания важность представляет круг лиц и территория, на которую распространяется их юрисдикция.

Полномочие органа дознания по производству предварительного расследования находится в зависимости от основных функций, осуществляемых конкретным государственным органом. Как правило, государственный орган, который производит дознание, в своей основной деятельности часто сталкивается с преступлениями, расследование которых он имеет возможность обеспечить наиболее оперативно и профессионально. Исходя из этого, уголовно-процессуальный закон предоставил полномочие по осуществлению дознания не всем органам дознания. При этом необходимо учитывать, что реализовывать таковое может не любой сотрудник органа дознания, а только его специально уполномоченное должностное лицо - дознаватель.

Каждый дознаватель производит дознание с учетом строго установленной законом компетенции. Эта компетенция ограничена определенной категорией преступлений, что не дает им право на производство дознания по составам преступлений, которые входят в компетенцию других органов предварительного расследования. Так, в органах внутренних дел Российской Федерации дознание осуществляется по всем уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК РФ, за исключением уголовных дел, перечисленных в п. п.3 - 6 ч.3 ст.151 УПК РФ. Компетенцию дознавателей органов внутренних дел можно определить путем исключения из перечня, содержащегося в ч.3 ст.150 УПК РФ, тех преступлений, дознание по которым осуществляют дознаватели (следователи) иных ведомств или следователи прокуратуры.

Компетенция дознавателей пограничных органов Федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов Российской Федерации, органов Государственной противопожарной службы на производство дознания также ограничена уголовными делами о преступлениях, предусмотренных соответствующими статьями УК РФ.

Уголовно-процессуальный закон, четко разграничивая компетенцию между следователем и органом дознания, вместе с тем предусматривает возможность использования следователями в ходе проведения ими предварительного следствия помощи органов дознания. На основании п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных и следственных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Очевидно, что следователь не может возлагать на органы дознания проведение процессуальных действий, которые согласно закону обязан производить сам (привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы и пр.). Критерием выбора следственного действия может служить необходимость одновременного производства нескольких следственных действий (допросов, обысков), производство следственного действия не в районе деятельности следователя и другие обстоятельства.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Преступления, влекущие выдачу в международном праве
Одним из важных вопросов в праве выдачи является проблема определения круга преступлений, влекущих выдачу. Недостаточный диапазон преступлений, охватываемых многими договорами и конвенциями, рассматривается как серьезный пробел в системе международной выдачи. В практике выдачи сложился принцип, сог ...

Правовой статус депутатов Государственной Думы РФ
Статус депутата определен в Конституции РФ, а также в ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, ...

Система и классификация основных прав и свобод человека и гражданина
Конституция Республики Казахстан, принятая на Всеобщем референдуме 30 августа 1995 года, в статьях 10-39 Раздела II "Человек и гражданин" регламентирует права и свободы человека. Личные права и свободы В разд. II "Человек и гражданин" Конституции Республики Казахстан регулирован ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru