Юриспруденция » Влияние демографических факторов на рынок труда г. Челябинска » Факторы и условия формирования и функционирования регионального рынка труда

Факторы и условия формирования и функционирования регионального рынка труда

Страница 2

Выделение из общенациональной экономической системы региональных или локальных экономик обусловлено, прежде всего, более детальным изучением особенностей их функционирования в пространственно-географическом аспекте. Критерием “локальной экономики” может служить наличие особых пространственно-временных параметров, определяющих характер взаимодействия данных образований, их иерархию, пропорции и формы хозяйственной деятельности. Субъектами региональной экономики выступают домохозяйства, отдельные фирмы, корпоративные структуры, разнообразные региональные экономические образования, этно-экономические структуры и хозяйственные комплексы отдельных государств, экономические блоки стран и регионов планеты, существующие экономические системы и уклады. Региональная экономика анализирует их хозяйственно-экономическое взаимодействие, исследует их пространственно-временную взаимозависимость, выявляет универсальные закономерности функционирования и алгоритмы соразвития.

Таким образом, в научной литературе под региональной экономикой понимаются территориально-функциональные аспекты экономических отношений. Необходимо отметить, что в исследованиях по регионалистике теория локальных экономик рассматривается как теоретическая “надстройка”, объединяющая исследования в рамках двух научных направлений: экономической географии и региональной экономики. В свою очередь региональная экономика, оставаясь наукой экономической (акцентированной на исследовании экономических отношений), концентрируется на территориальных (региональных, географических) факторах и параметрах проявлений экономических процессов и явлений.

Формирование региональных экономических структур обусловливается не только экономическими, но и политическими, этическими, религиозными и культурными факторами. В контексте данной работы основным объектом анализа выступают экономические факторы. Как отмечалось выше, региональная организация хозяйственной деятельности выступает “генератором правил”, которые наряду с общегосударственными, являются внешними (экзогенными) ограничениями для экономических субъектов, действующих на данной территории. Такие правила и нормы представляют собой формальные институты.

Однако формальные ограничения, правила и нормы возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. Структура формальных институтов неоднородна и включает политические, экономические институты и системы контрактации, т.е. способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами.

Региональная экономика в значительной мере формируется под воздействием не только экономических институтов, но и политических, поскольку политические институты определяют властную иерархическую структуру общества, способы принятия решений и контроля. Особенно ярко это проявилось в процессе формирования федеральных округов, в рамках которых регионы были объединены в значительной мере по геополитическим признакам. Формальные экономические институты в научной литературе рассматриваются чаще всего в одном контексте с правами собственности, так как они “устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов”.

Институты контрактации определяют условия соглашения между покупателем и поставщиком, которые зависят от трех факторов: цены, специфичности активов и гарантий. Наряду с правами собственности они являются базовыми институтами институциональной структуры любой экономической системы. Для эффективного функционирования рыночной экономики свобода заключения контрактов имеет решающие значение. Отход от принципа свободы выбора агента для заключения контракта к принципу “c¢esta prendre ou a laisser” (хочешь - бери, не хочешь - тебе же хуже - фр.), является причиной усложнения процедуры контрактации, что снижает эффективность обмена в рамках региона.

Для осуществления функций формальных институтов необходимы специально созданные организации, являющиеся проводниками и исполнителями того или иного закрепленного правила или обычая хозяйствования. В этой стороны региональная организация хозяйственной деятельности предстает как сеть организаций, которые выступают проводниками правил, генерируемых мезоорганизацией – регионом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Исторические особенности развития исполнительного производства в России
Историческое развитие института исполнительного производства непосредственно связано с правовыми нормами. По ранним литературным источникам в Древней Руси исполнением занимались мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII в. единственным орг ...

Ограниченные вещные права по использованию чужих земельных участков
Наряду с сервитутами закон устанавливает также ограниченное вещное право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в публичной собственности, которое может принадлежать только гражданам (ст. 265 ГК; ст. 21 ЗК), а также право постоянного (бессрочного) пользования такими земе ...

Понятие третейского судопроизводства
Попытки дать понятия третейского суда и третейского разбирательства в дореволюционном правоведении давались в основном в рамках учебных курсов и комментариев к гражданскому процессуальному законодательству России. Уже в XIX – начале XX вв. начали формироваться три значения понятия «третейский суд». ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru