Юриспруденция » Правовое регулирование вопросов заключения и расторжения брака в Республике Беларусь » Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной

Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной

Страница 1

Для современного белорусского государства характерны деформации семьи и брака как общественных институтов. Если в советские времена представление о семье как о ячейке общества, вне которой человек является социально ущербным, было преобладающим, то теперь отношение прямо противоположно.

На мой взгляд, с точки зрения государственно-правового регулирования брачно-семейных отношений, современная ситуация может быть охарактеризована как противоречие публичных и частных интересов. С одной стороны, отдельные индивидуумы выражают свой интерес, совместно проживая с лицами того же пола, называя это сожительство браком; признают такое явление, как многоженство (многомужество); предпочитают проживать в незарегистрированном браке и т.п. С другой стороны, государство и общество не признают подобные социальные изменения имеющими право на существование как не соответствующие установленному законодателем «стандарту» брачно-семейных отношений.

Такая ситуация характерна не только для нашего государства. Отдельные страны восприняли подобные элементы «модернизации» семьи и брака: признаются однополые браки и даже разрешается усыновление такими супругами детей; применяется процедура регистрации заключения и расторжения брака по Интернету и т.п.

Законодательство, продолжая следовать установленным традициям, императивно регламентирует отношения, связанные с оформлением брачно-семейных связей. Считаю необходимым выяснить в связи с этим, насколько возможно и целесообразно установление государством формы брачно-семейных отношений, как при этом соотносятся интересы публичного содержания с частными интересами мужчины и женщины.

Значительное внимание публичному интересу в регулировании отношений между супругами уделял дореволюционный русский цивилист О.Ю. Ильина. Она писала: «Государство взяло на себя ту роль, которую раньше играла церковь. Не интересы супругов как частных лиц, как некоторых «самоценностей» стоят при юридической нормировке брака на первом месте, а интересы чего-то, вне их находящегося. Если церковь охраняла брак как религиозное таинство во имя высших трансцендентных благ, то теперь государство охраняет его как некоторое социальное учреждение во имя таких или иных земных интересов общественности. Брак. Есть некоторый от воли супругов независимый нравственный и юридический порядок. Замена церкви государством ничего не изменила по существу: ныне святость брака провозглашается в интересах государства». Взаимодействие интересов супругов и интересов государства, по мнению О.Ю. Ильиной, и я с ним полностью согласна, проявляется в выполнении мужчиной и женщиной особого социального предназначения.

Поскольку государство в императивном порядке определяет условия и порядок заключения брака, значит, оно заинтересовано в наличии именно такой правовой формы данного социального института. Желание мужчины и женщины вступить в брак прямо зависит от соблюдения установленных условий, препятствий и процедуры заключения брака. Частные интересы лиц, вступающих в брак, должны соответствовать интересам общества и государства. Несоблюдение названных правил может быть основанием для отказа в государственной регистрации заключения брака или же для признания недействительным уже заключенного брака.

Такие признаки брака, как создание семьи, воспитание детей, ведение совместного хозяйства и т.д., на наш взгляд, не имеют государственно-правового характера. В большей степени их наличие и содержание определяются частными интересами супругов – мужчины и женщины, союз которых уже признан государством.

Таким образом, превалирование частноправовых и публично-правовых начал в характеристике брака как семейно-правового института позволяет определять его в двух значениях.

1. Будучи формой государственного признания отношений мужчины и женщины, брак представляет собой союз мужчины и женщины, заключенный при наличии условий и отсутствии препятствий, предусмотренных законно, и зарегистрированный в установленном законом порядке.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Полномочия прокурора, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона
При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях следует иметь в виду, что ФЗ «О прокуратуре РФ» так же, как и применительно к иным направлениям прокурорского надзора не содержит ...

Понятие и предмет конституционного права
Прежде чем дать определение, что такое конституционное право и говорить, что собой представляет предмет данной отрасли права, следует сказать, что конституционно право это одна из важнейших отраслей права, направленная на регулирование многих общественных отношений. Итак, конституционное право - пр ...

Понятие и особенности системы органов исполнительной власти субъектов РФ
Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. Отсутствие конкретизированного законодательства в данной сфере породило множество проблем в административной организации субъектов РФ. Органы исполнительной власти в настоящее время созд ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru