Сведения, содержащиеся в протоколе обыска и выемки, имеют доказательственное значение лишь в том случае, если, удостоверяя факты и обстоятельства, выявленные при производстве указанных действий, следователь составил протоколы с соблюдением требований УПК. Нарушение процессуальной формы протокола может вызвать невосполнимую потерю доказательств.
Во вводной части протокола должны быть указаны: дата и место составления; данные о лице, составившем протокол; сведения о постановлении как основании проведения следственного действия (кто и когда вынес постановление и санкционировал его); данные об участниках следственного действия; сведения о месте, где оно производится; указание о разъяснении присутствующим их прав и обязанностей; указания о предупреждении участвующих лиц о недопустимости разглашения выявленных сведений и о последствиях несоблюдения предупреждения и др.
В описательной части протокола содержатся: предупреждение обыскиваемого о добровольной выдаче искомых предметов; указание об отношении обыскиваемого к этому предупреждению; его сообщение о наличии или отсутствии предметов, хранение которых и пользование которыми запрещено.
При изъятии большого числа предметов составляется специальная опись этих предметов, о чем указывается в протоколе. Опись не просто приложение к протоколу, а его составная часть, поскольку содержащиеся в ней сведения имеют такое же доказательственное значение, как и обстоятельства, зафиксированные в протоколе.
В протоколе обыска необходимо указать: где и каким образом обнаружены, изъяты, в каком они находились состоянии, как хранились, хранилища, в которых обнаружены предметы (тайники), их расположение, размеры и, по возможности, конструкции.
Проведение в процессе обыска опознания предметов или документов должно быть запротоколировано.
В протоколе фиксируются обнаруженное, характер и место расположения следов, а также факт их изъятия.
В протоколе должно быть отмечено, что понятым и другим лицам, присутствовавшим при обыске, были предъявлены все изымаемые предметы и документы.
При фотографировании объектов или применении иных технических средств необходимо указать об этом в протоколе с соблюдением правил ст. 166.
В протоколе должно быть отражено принудительное вскрытие помещений или хранилищ, вызванное отказом обыскиваемого их открыть.
В заключительной части протокола указывается, что изъятые объекты опечатаны, а также способ их упаковки; дается перечень прилагаемых к протоколу схем. слепков, оттисков и т. п.; фиксируются поступившие заявления и жалобы, замечания понятых, заявления специалистов и т. п.
В точном фиксировании качественной характеристики изымаемых объектов, их индивидуальных признаков и стоимости следователю может оказать помощь специалист.
Протокол о наложении ареста на имущество обычно подписывается лицом, принявшим имущество на хранение и предупрежденным об ответственности за его сохранность.
Понятие, виды, правовое положение министерств и других федеральных ведомств
исполнительной власти
Центральные органы исполнительной власти. В настоящее время в России существует несколько организационно-правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти: 1) министерство РФ; 2) государственный комитет РФ; комитет РФ, федеральная служба, российское агентство; 3) инспекции, комисс ...
Проблемы исполнимости судебных актов
В ст. 2 ГПК РФ в качестве важнейшей задачи судопроизводства названы правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов различных правоотношений. В ст. 2 АПК РФ защита нарушенных или оспариваемых ...
Научение агрессии путем наблюдения
Альберт Бандура, ведущий сторонник теории социального научения, убежден, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодным (например, агрессивный ребенок получает больше лакомства или лучшую игрушку), но также принимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. В 1961 г ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.