В процессе экономического развития происходит трансформация внутренних информационных структур индивида, в число которых входят, прежде всего, неформальные институты, понимаемые как устойчивые мыслительные модели. Общепризнанным стало утверждение о том, что именно инерционность сознания, “менталитета” экономических субъектов является одним из главных препятствий эффективной рыночной трансформации экономики России. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всей инерционности неформальных институтов они представляют собой систему динамичную, способную к трансформации и подлежащую активному формирующему воздействию со стороны государства. Многократный рост информационных потоков в конце ХХ века позволяет прогнозировать повышение изменчивости неформальных институтов в постиндустриальном обществе, расширение возможностей информационного воздействия на индивидуальное и массовое сознание с целью сокращения времени формирования неформальных институтов рыночного типа.
Исключительно важным является также требование минимизации информационного искажения, выражающегося в замедлении движения и расширения информационного потока. Чем выше степень информационной прозрачности общества, чем больший объем информации придется обрабатывать индивиду, тем более рациональный характер и оптимальную структуру приобретают его мыслительные модели, что способствует становлению неформальных институтов рыночного типа.
Если в плановой системе региональная экономика в полной мере могла считаться локальной организацией, как подразделение общесоюзной экономики, то в условиях переходной экономики ее функции по сознательному оптимальному размещению ресурсов значительно сузились. За переходный период сформировались региональные рынки, интегрированные в общероссийскую структуру производства и потребления. Функционирование региональных рынков в РФ институционализировано законом РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, в соответствии с которым региональный рынок определяется как сфера обращения товаров и услуг в рамках субъекта Федерации.
При всех своих различиях институты, рынки и организации имеют одну общую особенность - все они являются по-разному построенными каналами обработки и передачи информации. Такая информация передается в различной кодировке и может служить как экзогенными ограничениями, так и эндогенными стимулами для хозяйственной деятельности. Например, рынки генерируют и передают информацию с помощью механизма цен, который аккумулирует рассеянное в обществе неявное знание, тем самым оптимизируя его использования. Таким образом, под информацией понимаются данные, которые были организованы и переданы.
Применение изложенных положений институциональной экономики к анализу региона позволяет сделать вывод о том, что совокупность формальных и неформальных институтов региональной экономики или ее институциональная структура обеспечивает структурирование социальной и экономической жизни данной социально-поселенческой общности. Опираясь на методологию институциональной экономической теории, которая использует в своем анализе три базовых понятия для исследования любого экономического явления – институты, рынки и организации, можно определить регион как институт (организацию), конституирующую условия и ограничения для возникновения и функционирования специфических региональных рынков и организаций.
Как известно, “институты - это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми”. Эти правила и механизмы нацелены на то, чтобы определить условия, в рамках которых может осуществляться индивидуальный или коллективный выбор размещения и использования ресурсов. Поэтому с экономической точки зрения регион можно считать институтом, способствующим определению общественно-исторических условий, при которых могут формироваться адекватные механизмы экономической координации хозяйства региона.
С другой стороны, как уже отмечалось выше, региональная хозяйственная система представляет собой своего рода организацию, имеющую собственные цели и ресурсы, в том числе и информационные, для их осуществления.
Понятие и классификация ограниченных вещных прав
Ограниченное вещное право как право на чужую вещь В отличие от права собственности ограниченное вещное право представляет собой право на чужую вещь (jura in re aliena). уже присвоенную другим лицом — собственником. Классическим примером данного права являются сервитуты — права пользования чужой нед ...
Виды конституционно-правовых
отношений
Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений. Рассмотрим различные основания, по которым классифицируются данные отношения. 1) В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений. Выделяют: ...
Понятие и сущность местного самоуправления
Сущность местного самоуправления обуславливает его многоаспектное конституционное значение. Во-первых, оно является важнейшим институтом гражданского общества в РФ и в этом качестве – одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма народовластия, неотъемлемая органическая часть политиче ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.