Вместе с тем на практике прокуроры сталкиваются с тем, что возвращение материала для дополнительной проверки фактически «инициируется» нерадивыми работниками, допустившими волокиту при разрешении заявлений, сообщений о преступлениях в установленный законом срок. Здесь наиболее остро встает проблема несоблюдения законов поднадзорными субъектами. Представляется, что реальными гарантиями недопущения этого являются жестокое ограничение сроков проведения дополнительной проверки, зависимость срока такой проверки от конкретного объема подлежащих выполнению мероприятий. Поскольку очевидно, что правовая природа дополнительной проверки одинакова, указанное ограничение применимо и к положениям п.6 ст.148 УПК РФ.
Повышению ответственности следователя, дознавателя и надзирающего прокурора способствовало бы дополнение указанных норм закона необходимостью жестоко оговаривать объем мероприятий, подлежащих выполнению при возвращении материала на дополнительную проверку. Как нам представляется, указанное предложение объективно усложнит работу как поднадзорных субъектов, так и прокурора.
Обладает низкой результативностью такая мера реагирования, как внесение представления при применении ее в каждом конкретном случае выявления однотипных нарушений закона в деятельности одного и того же органа либо должностного лица. Результативность снижается, если одновременно решается вопрос об ответственности должностных лиц, обеспечивающих ведомственный контроль в указанной сфере.
Вся система указанных полномочий, которыми наделен прокурор, делают его процессуальное положение емким, структурным и ответственным. Большинство полномочий, используемых прокурором в целях выявления и устранения нарушений закона, могут и должны быть им использованы в целях их предупреждения (в том числе одновременно с выявлением или устранением), с целью максимально снизить количество самих уголовно-процессуальных нарушений, особенно связанных с нарушениями прав граждан. Недостаточность использования прокурорами своих полномочий в предупредительных целях отмечена в ряде Приказов Генерального прокурора РФ.
В целях устранения нарушений закона – объемный круг полномочий прокурора по надзору за указанными органами. Это такие полномочия, как:
право отменять незаконные и необоснованные постановления;
право давать письменные указания;
право возвращать уголовные дела для дополнительного расследования; материалы проверок – для проведения дополнительной проверки;
право отстранять дознавателя от дальнейшего ведения расследования, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела;
право выносить постановления.
В теории прокурорского надзора выделяются такие полномочия как полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона целенаправленно, своеобразные представления, так и полномочия, при реализации которых предупреждение нарушений закона осуществляется одновременно с выявлением или устранением нарушений закона. К таким полномочиям относятся, в частности, проверка исполнения закона, а также меры, принимаемые прокурором для привлечения лиц, допустивших нарушение закона, к установленной законом ответственности. Последнее имеет предупредительное значение с целью недопущения впредь подобных нарушений иными должностными лицами органов дознания и предварительного следствия.
Теория злоупотребления правом в европейском праве
Законодатели и цивилисты-теоретики Европы сделали значительный шаг вперед, в отличие от римских правоведов, в запрещении шиканы, однако полностью оценить качественную новизну нравственно-правового принципа недопустимости злоупотребления правом они не могли. Отметим, что даже в современной мировой ц ...
Понятие государственной службы
Государственная служба - практическое и профессиональное участие в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе. Федеральный закон от 27 мая 2004 г. № 58-ФЗ «О системе госуда ...
Понятие,
система и формы социального партнерства
Нормы, регулирующие отношения социального партнерства, содержатся в части 2 раздела 2 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно ст.23 под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.