Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Полномочия прокурора, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона

Полномочия прокурора, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона

Страница 1

При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях следует иметь в виду, что ФЗ «О прокуратуре РФ» так же, как и применительно к иным направлениям прокурорского надзора не содержит конкретного перечня полномочий, хотя и озаглавлена «полномочия прокурора». В Законе указывается, что полномочия прокурора определяются уголовно - процессуальным законодательством РФ и другими ФЗ.

Полномочия прокурора могут быть систематизированы по различным основаниям, в частности по цели, характеру и виду. Наибольшее распространение среди ученых, исследующих прокурорский надзор, получила классификация полномочий по непосредственной цели их применения. По нашему мнению, при классификации полномочий по цели их применения целесообразно подразделение на три группы. В одну группу следует включить полномочия по выявлению нарушений закона, во вторую - полномочия по устранению нарушений закона и восстановлению законности, в третью – полномочия по предупреждению нарушений закона. Данные классификации являются условными, так как не применимы на практике.

Принятие мер по сохранению следов преступления (ст.145 УПК РФ);

Отмена незаконных и необоснованных решений, принятых по заявлениям, сообщениям о преступлениях (ст.37 УПК РФ);

Принятие самостоятельных процессуальных решений (постановлений) по заявлениям, сообщениям о преступлениях (ст.ст.37, 145 УПК РФ);

Дача письменных указаний по материалам проверок по заявлениям, сообщениям о преступлениях, находящимся в стадии рассмотрения (ст.37 УПК РФ).

Письменные указания необходимы для предотвращения волокиты, недопущения проведения доследственных проверок при очевидности признаков состава преступления, обеспечении безотлагательного проведения неотложных действий, направленных на раскрытие преступления. При этом, однако, указания прокурора не должны содержать законченный «алгоритм» проверки. Любая «схема» не может охватить многообразия конкретных ситуаций. Это неизбежно порождает иждивенческие настроения лица, проводящего проверку, сковывает его инициативу и самостоятельность. Наконец, это лишает впоследствии прокурора возможности объективно и беспристрастно оценить законность и обоснованность принятого решения.

Внесение представления об устранении нарушений закона, прав и свобод граждан при разрешении заявлений, сообщений о преступлениях (ст.ст.24, 28, 30 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Возвращение материала для дополнительной проверки при отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч.6 ст.148 УПК РФ), а также с вынесением соответствующего постановления при отсутствии законных оснований для дачи согласия на возбуждение уголовного дела (ч.4 ст.146 УПК РФ).

Ранее действующее законодательство в случае незаконного отказа в возбуждении уголовного дела предоставляло прокурору право своим постановлением отменить состоявшееся об этом постановление следователя или органа дознания и возбудить уголовное дело. Формально запрещалось, при отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, возвращать материал для дополнительной проверки.

П.6 ст.148 УПК РФ по существу расширил полномочия прокурора при отмене необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а ч.4 ст.146 УПК РФ ввела новое полномочие прокурора при решении вопроса о дачи им согласия на возбуждение уголовного дела. Тем самым обе нормы закрепили сложившуюся практику так называемых «дополнительных проверок». Причем практика эта оправдана, если речь идет о восполнении объективных пробелов либо устранении противоречий, препятствующих принятию обоснованного и законного решения по материалу.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Некоторые проблемы применения налогового законодательства в процессе применения договора поставки
Налог на прибыль – прямой федеральный налог, который уплачивается коммерческими организациями, по итогам осуществления ими своей деятельности и получения финансово-материального результата такой своей деятельности – прибыли. Основным нормативно – правовым источником взимания такого вида налога в Ро ...

Восприятие незаконной торговли природными ресурсами
В уголовно-правовой доктрине организованная преступность определяется как "деятельность устойчивых преступных сообществ (организаций), отличающихся иерархическим организационным построением, сплоченностью на конкретной преступной платформе (бандитской, антиконституционной, контрабандно-валютно ...

Обнародование принятого закона
Заключительной стадией законодательного процесса является обнародование принятого закона. Различается неофициальное и официальное обнародование закона. При неофициальном обнародовании сообщение об издании закона или изложение его содержания осуществляется издательствами, ведомственными органами, на ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru