Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Полномочия прокурора, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона

Полномочия прокурора, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона

Страница 3

Своевременная проверка уголовного дела, находящегося в производстве следователя или лица, производящего дознание, позволяет выявить не только то, допускались ли следователем какие-либо нарушения прав участников процесса, но и насколько органами предварительного следствия выполняются обязанности, предусмотренные УПК РФ. Здесь можно говорить о нарушениях, допущенных, в том числе, при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.

Как разъясняется в Приказах Генеральной прокуратуры: приоритетным направлением деятельности прокуратуры по надзору за деятельностью органов предварительного расследования является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения. В частности, подчеркивается о необходимости систематически проверять законность действий и решений правоохранительных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.

Мерами прокурорского надзора осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.

Говоря о поднадзорных субъектах, на которых распространяются полномочия прокурора, отмечаем, что, большей свободой действия он обладает при осуществлении надзора за органами, осуществляющими дознание и оперативно-розыскную деятельность. Но и, несмотря на процессуальную самостоятельность следователей, прокурор влияет на ход и результаты предварительного следствия.

Думается, законодатель, стремясь обеспечить самостоятельность следствия и ограничить полномочия прокурора, «перегнул палку» и не оставил у прокурора даже полномочий по реализации надзорных функций по отмене незаконных постановлений. Право отмены – это функция прокурорского надзора.

Поскольку в настоящее время прокурор лишен реальной возможности осуществлять функцию уголовного преследования, можно предположить, что некоторые рассматриваемые полномочия являются для прокурора небольшой «компенсацией» за те полномочия, которых он был лишен когда-то.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о неоднозначности подхода законодателя к полномочиям прокурора. Мы отмечаем неурегулированность и противоречивость норм в тексте Закона, в связи с этим полагаем, что существует объективная необходимость внесения соответствующих изменений.

Особое внимание прокурор должен уделять такому участку своей деятельности, как соблюдение законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Большинство полномочий прокурора используются им именно на данном участке.

Предупреждение нарушений закона занимает важное место в деятельности прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами предварительного расследования. Это - одно из основных направлений деятельности прокурора в данной отрасли надзора. Именно здесь прокурор обязан активно проявлять личную инициативу и максимально использовать все полномочия, позволяющие ему эффективно предупреждать нарушения закона.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Наследственные права иностранных граждан на территории в РФ
В Российской Федерации иностранцам в сфере наследственного права даются права наравне с правами гражданам РФ. Так, иностранные граждане имеют право в соответствии с законодательством Российской Федерации наследовать и завещать имущество, значит, они могут быть и наследниками на одинаковых основания ...

Формирование состава муниципальной собственности на различных этапах реформирования местного самоуправления
Становление муниципальной собственности в России в постсоветский период можно условно разделить на три временных периода, которые соответствуют этапам становления местного самоуправления в Российской Федерации. В процессе осуществления реформы местного самоуправления в России каждый этап характериз ...

Источники конституционного права
Источники отрасли конституционного права – это юридические формы (акты), в которых находят свое выражение конституционно-правовые нормы. Источники конституционного права России как отрасли: Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; Акты референдума; Конституции республ ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru