Юриспруденция » История реформирования системы государственного управления за рубежом » Проблемы реформирования системы государственного управления в США и Великобритании

Проблемы реформирования системы государственного управления в США и Великобритании

Страница 1

Реформы, прошедшие в Великобритании и США в 80-х - 90-х годах обнажили кажущуюся непримиримой дихотомию, которая всегда латентно присутствовала в современных системах государственного управления. А именно: согласовать требования законности и результата, основных конституционных прав и эффективности управления чрезвычайно трудно и возможно лишь путем таких политических компромиссов, которые, в конечном счете, ведут к ущемлению обоих принципов. В результате размываются ценностные основы госсектора, его моральные императивы, а наряду с этим подрывается вера общества в контролируемость, подотчетность государственных чиновников, в их нравственную чистоту и "прозрачность" их действий.

При нехватке или отсутствии общественного доверия уменьшается (или вообще исчезает) возможность создания учреждений, действующих на неформальной, неиерархичной, саморегулируемой основе, которые становятся дополнением официальных правительственных учреждений по урегулированию отношений внутри общества с высоким уровнем социального доверия.

Особое внимание вопросу общественного доверия уделяется сторонниками теории политических сетей, поскольку последние представляют собой набор относительно стабильных взаимоотношений неиерархичных и взаимозависимых участников сети, преследующих общие политические интересы и использующих кооперативные способы деятельности.

Контроль за бюрократией - неотложная, но далеко не простая задача. Неотложная, ибо при демократии бесконтрольная власть разъедает основные нормы политической системы с непредсказуемыми политическими последствиями. Не простая, так как, во-первых, рыночные механизмы поощрения и наказания в полном объеме неприменимы к регулированию всей государственной службы, а со многих точек зрения и нежелательны; во-вторых, не существует того комплексного, универсального контрольного механизма, который охватывал бы все стороны процесса принятия управленческих решений.

В коммерческих сферах из-за суровых условий конкурентной борьбы любая идея, сулящая значительные прибыли, мгновенно запускается в производство, но риск за неудачу несет конкретный человек или определенный круг лиц, которые являются инициаторами данной идеи. Госслужба не может позволить себе роскошь спешки. Принятие любой новой идеи проходит через множество уровней, на которых рассматривается ее целесообразность, практичность, эффективность, стоимость и т.д. Риск неоправданного решения может обернуться гораздо более серьезными последствиями для граждан, ради которых существует госслужба.

Акцентируя внимание на проблемах реформирования госслужбы США, следует отметить, что:

а) юридические принципы перестройки приходит в острое противоречие с положениями законов о государственной гражданской службе и многочисленными инструкциями, а также с функциями надзора и руководства со стороны Конгресса США;

б) возрастание роли политических назначенцев входит в противоречие с требованиями к ним и фактическими способностями реальных лиц, которые не удовлетворяют предъявляемым критериям;

в) роль политической сферы в выполнении реформ ограничена сроками пребывания политиков на руководящих постах;

г) увеличение количества политических назначенцев сопровождается снижением качества отбора;

д) на низовых уровнях обостряется проблема протекционизма и "потолстение" правительства;

е) увеличение роли аппарата президента в деле реформирования госслужбы и контроля за чиновниками обостряет вопрос о равновесии между президентом и Конгрессом по отношению к чиновничеству.

Пока неясно, приведет ли реформирование госслужбы в США к чему-то действительно новому или просто станет в ряд многих реформ, направленных лишь на обновление фасада.

Что касается Великобритании, то ее политически нейтральная госслужба исчезает в ходе превращения в "единую, но не единственную". Идет отказ от единообразия шкалы зарплаты, разрядности, системы аттестации (под предлогом неэффективности управления); отказ от концепции "карьеры", т.е. профессиональной и постоянной работы в единой госслужбе (под предлогом не имеющей значения для большинства госслужащих); отказ от обязательного централизованного подбора кадров. Превращение устоявшейся административной системы из иерархической в более сложную по структуре и полурыночную по принципам функционирования, в частности, из-за упразднения прежней единой тарифной сетки и пенсионной схемы, нанесло ущерб репутации государства как идеального работодателя и, тем самым, репутации государства вообще.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Неправовые теории
Г. Еллинек в работе «Общее учение о государстве» помимо правовых теорий выделяет, так называемые, неправовые теории обоснования государства. Он определяет их как религиозную, этическую, психологическую и физическую точки зрения, объясняющие необходимость существования государства. Эти учения я расс ...

Особености трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям
Содержание трудовых договоров заключаемых, с общей категорией работников, отличается от содержания трудовых договоров, заключаемых с рядом отдельных категорий работников. В ряде случаев это обусловлено их отличительными особенностями, спецификой условий их труда. Трудовое право выделяет отдельные к ...

Проблемы ипотечного кредитования в России
Приобретение собственного жилья - первоочередная потребность для каждой семьи: без удовлетворения этой потребности нельзя говорить ни о каких социальных приоритетах общества. Исходя из этого, реализация конституционных прав граждан на достойное жилище рассматривается как важнейшая социально-политич ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru