На наш взгляд, учитывая отмеченные особенности трудового правоотношения гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и его работодателя, в частности, наличие ограничений и запретов, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы, специальных оснований и порядка заключения, изменения и расторжения трудового договора, возможность исполнения гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, обязательности предоставления жилой площади и др., необходимо трудовой договор гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, именовать «контрактом о прохождении альтернативной гражданской службы» и ввести его типовую форму.
Контракт о прохождении альтернативной гражданской службы позволит наиболее полно учесть особенности данного вида трудовой деятельности, обеспечит более высокий уровень гарантий защиты прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу.
Необходимость введения типового контракта о прохождении альтернативной гражданской службы подтверждается анализом практики заключения трудовых договоров в организациях Свердловской области, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу. В процессе написания данной работы автор имел возможность познакомиться с содержанием трудовых договоров, заключаемые с гражданами, прибывшими для прохождения альтернативной гражданской службы.
Анализ содержания нескольких десятков такого рода документов, проделанный автором, позволяет прийти к выводу: заключаемые трудовые договоры трафаретны, они всего лишь воспроизводят положения Правил внутреннего трудового распорядка и Положения о порядке оплаты труда, действующие в организации. Они ничем не отличаются от трудовых договоров, заключаемых с работниками других категорий и специфики альтернативной гражданской службы не учитывают. Возникает резонный вопрос: можно ли с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, заключать трудовые договора того же содержания, что и с другими работниками? Представляется, что на такой вопрос можно дать только отрицательный ответ.
С.С. Алексеев отмечает, что при выработке индивидуальных актов применяется такое специфическое технико-юридическое средство, как типизация, получающее выражение в формулярах (образцах, типовых формах) актов - документов, которые создаются практикой, наукой, а в ряде случаев закрепляются в нормативных актах в виде типовых формуляров и конструктивных схем".
Мы согласны с В.С.Буровым, который, обращая особое внимание на ограничения и запреты, действующие в отношении граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, считает, что для того, чтобы условия срочных трудовых договоров не носили для гражданина кабального характера, Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти должны разработать типовые условия соответствующих срочных трудовых договоров, в частности, обеспечивающие реализацию гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, их прав, предусмотренных Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе».
В этой связи было бы чрезвычайно целесообразным в дополнение к ныне действующему Положению о порядке прохождения альтернативной гражданской службы утвердить приложение, содержащее форму типового контракта о прохождении альтернативной гражданской службы.
Типовой контракт о прохождении альтернативной гражданской службы, составленный в соответствии с требованиями норм трудового права и Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», отразит накопленный опыт документального оформления трудовых отношений граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, значительно облегчит работу по заключению трудовых договоров с гражданами, прибывшими для прохождения альтернативной гражданской службы, внесет в практику применения Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» необходимое единообразие, обеспечит с документальной стороны соответствие трудовых договоров граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, требованиям законодательства.
Понятие и общая характеристика органов
исполнительной власти
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права. Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступ ...
Теории юридического лица
Совершенствование столь сложного и важного социального института, как юридическое лицо, как мне кажется, едва ли возможно без его серьезных научных исследований. Они велись на протяжении всей истории существования юридических лиц, привели к созданию в XIX веке ряда фундаментальных теорий и активно ...
Высшее должностное лицо субъекта РФ
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, который возглавляет руководитель (президент республики, губернатор, глава администрации). Конституцией (уставом) субъекта РФ вводится должность высшего до ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.