По своим юридическим свойствам административные акты делятся на нормативные, индивидуальные и смешанные. По способу выражения воли они подразделяются на письменные, устные и символические или конклюдентные (жесты, сигналы, знаки). В зависимости от порядка принятия они могут быть коллегиальными или единоличными.
Административно-правовой метод – это способ, прием осуществления функций исполнительной власти в процессе государственного управления. Наиболее универсальными методами, используемыми в управленческом процессе, являются убеждение, поощрение и принуждение. Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Поощрение – способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющего дел.
Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в отношении субъектов административного права. Оно реализуется посредством принятия определенных мер, которые традиционно делятся на три группы.
Государственное управление в сфере экономики осуществляется следующим образом:
Управление промышленностью.
1) Общее руководство: Правительство РФ (Промышленный департамент и Департамент оборонных отраслей промышленности).
2) Межотраслевое руководство: Министерство экономики, Министерство государственного имущества, Министерство по антимонопольной политике.
3) Непосредственное управление: министерства топлива и энергетики, по атомной энергии, сельского хозяйства и продовольствия и др.
4) Надзор: Федеральный горный и промышленный надзор, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности.
Управление сельским хозяйством.
1) Общее руководство: Правительство РФ (Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка).
2) Непосредственное управление: Министерство сельского хозяйства и продовольствия. В его составе: Департамент ветеринарии, по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов и др.
3) Надзор: Государственная хлебная инспекция при Правительстве, государственные инспекции при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия и др.
Управление связью.
1) Общее руководство: Правительство РФ (Департамент транспорта и связи).
2) Непосредственное управление: Госкомитет по связи и информации. В его составе: Федеральное управление почтовой связи; Федеральная служба по регулированию естественных монополий в области связи.
3) Надзор: Главное управление государственного надзора за связью при Минсвязи.
Управление транспортно-дорожным комплексом.
1) Общее руководство: Правительство РФ (Департамент транспорта и связи).
2) Непосредственное управление: Министерство путей сообщения (железнодорожный транспорт); Министерство транспорта. В его составе: департаменты воздушного, морского, речного, автомобильного транспорта, дорожный, развития транспортной системы; Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства и управления воздушным движением и другие; Федеральная служба по регулированию естественных монополий на транспорте.
3) Надзор: Государственная автомобильная инспекция МВД РФ, надзорные органы на транспорте и др.
Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
1) Общее руководство: Правительство РФ (Департамент инвестиций и строительства).
2) Непосредственное управление: Госкомитет по жилищной и строительной политике; Федеральная служба специального строительства.
3) Надзор: Государственная жилищная инспекция при Госкомитете.
Соотношение исполнительной власти и государственного управления
Конституция Российской Федерации 1993г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть» и закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а термин «государственное управление» в действующей конституции РФ не испол ...
Проблемы, возникающие в правоприменительной
деятельности при производстве дознания
Анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что в связи с возбуждением и расследованием названных уголовных дел в практике может возникнуть ряд проблем. В частности, по таким вопросам, как задержание подозреваемого и обеспечение его защитником с момента, предусмотренного в за ...
Конкуренция как форма упорядоченного политического
конфликта
Политическая конкуренция – это сложная система социальных институтов, формальных неформальных установлений, этно-социальных и культурных традиций. Политическая конкуренция – это часть социального порядка, продукт человеческой деятельности, который не сводится к борьбе на выборах, а пронизывает всю ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.