Права и обязанности государственных служащих определены вышеуказанным Законом. Наряду с наиболее общими обязанностями служащих, предусмотренными нормами трудового законодательства, для государственных служащих дополнительно установлены особые обязанности: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации; добросовестно исполнять должностные обязанности; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, своевременно рассматривать их обращения и принимать решения в порядке, установленном законодательством. Конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются должностными положениями и инструкциями.
Государственные служащие осуществляют предоставленные им права в пределах, установленных по должности. К числу основных прав государственных служащих относится принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями. Среди других основных прав, впервые нормативно закрепленных, следует выделить право на: ознакомление с документами, определяющими права и обязанности государственного служащего по занимаемой государственной должности; получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации и др.
Принципиальным является закрепление в Федеральном законе (ст. 11) ограничений, связанных с государственной службой. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что государственный служащий не вправе занимать другую должность (быть совместителем) или выполнять другую оплачиваемую работу на условиях трудового соглашения, договора подряда в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Запрет носит безусловный характер и не связан с подконтрольностью, подотчетностью государственного органа, предприятия, организации или иным образом с компетенцией государственного органа, в котором государственный служащий состоит на государственной службе. Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности.
Запрет государственному служащему занимать другую должность означает одновременно и запрет быть депутатом законодательных (представительных) органов Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.
Федеральный закон (п. 1 ст. 11) предусматривает лишь одно исключение из этого правила: государственным служащим разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Однако получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности в качестве государственного служащего запрещено (п. 7 ст. 11), даже если эти публикации имеют научный, педагогический или творческий характер. Ибо фактически это означало бы «совмещение» с оплачиваемой деятельностью, что Законом запрещено.
В Федеральном законе (п. 3, 4, 5 ст. 11) впервые дается развернутая формула запрета для всех категорий государственных служащих Российской Федерации (федеральных и субъектов Федерации) заниматься предпринимательской деятельностью. В контексте Закона под предпринимательской деятельностью понимается любая самостоятельная инициативная деятельность, осуществляемая на постоянной основе, как путем личного выполнения работ, так и путем вложения средств в предприятия в предусмотренных законодательством формах, направленная на получение личного дохода.
Особености трудового договора с лицами, работающими в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностям
Содержание трудовых договоров заключаемых, с общей категорией работников, отличается от содержания трудовых договоров, заключаемых с рядом отдельных категорий работников. В ряде случаев это обусловлено их отличительными особенностями, спецификой условий их труда. Трудовое право выделяет отдельные к ...
Проблемы взаимодействия государственных органов в
уголовном судопроизводстве и органов дознания
Установление компетенции государственного органа и должностного лица в уголовном судопроизводстве, а также ее разграничение имеет важное значение для успешного производства по уголовному делу. Обусловлено это тем, что значительная часть нарушений в ходе досудебного и судебного производств возникает ...
Форма государственного правления
Форма государственного правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степен ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.