Юриспруденция » Транспарентность судебной власти » Конституционно-правовая природа и содержание принципа транспарентности в деятельности судебных органов

Конституционно-правовая природа и содержание принципа транспарентности в деятельности судебных органов

Страница 2

В механизме судебной защиты можно выделить следующие этапы.

1. Обращение заинтересованного лица в суд.

2. Деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению дела.

3. Вынесение и вступление в законную силу судебного акта.

Транспарентность каждого этапа обеспечивается правовыми средствами: принципами гражданского процессуального права, отдельными правовыми институтами (например, институт судебных извещений), отдельными процессуальными нормами, а также нормами непроцессуального характера (например, регулирующих размещение судебных актов в сети Интернет). На этапе обращения в суд транспарентность связана с ясностью условий и способов реализации права на обращение в суд как составляющего права на доступ к правосудию.

Взаимосвязь с принципом доступности правосудия проявляется в том, что должна не только существовать реальная возможность обращения в суд, пусть и поставленная в своей реализации в зависимость от определенных законодательно установленных условий, не ограничивающих, однако, существенно само право, но об этом должно быть известно большинству граждан и организаций, или, по крайней мере, должны быть созданы необходимые условия, обеспечивающие свободный доступ к подобной информации. Более того, соответствующие процессуальные нормы должны быть понятны участникам процесса в той степени, в которой это необходимо для инициирования дела в суде (хотя, конечно же, сам по себе критерий «понятности» крайне не объективен, т.к. в конечном итоге «понятность» какого-либо явления в немалой степени зависит от личностных качеств воспринимающего субъекта и от его же субъективных интерпретаций).

Тем не менее, транспарентность, как средство обеспечения права на судебную защиту, предполагает соответствие механизма судебной защиты требованию ясности. На это обращал внимание Европейский суд по правам человека. Так, в решениях по значительному числу дел ЕСПЧ признавал отсутствие эффективного доступа к правосудию в ситуациях, когда процессуальные правила настолько сложны и неясны, что не могут быть адекватно понятны участникам процесса.

В качестве средств обеспечения доступности необходимой информации о деятельности судов в самом широком смысле (например, правил подведомственности и подсудности, информации о территориальной дислокации мировых судей, об относящихся к юрисдикции конкретного мирового судьи территории (судебных участках), о требованиях к форме и содержанию процессуальных документов (иск, ходатайство, заявление, апелляционная, кассационная, надзорная жалобы, заявление о выдаче судебного приказа и др.) и прочей необходимой информации, может и должно использоваться размещение указанной информации, в том числе, образцов (бланков) процессуальных документов в помещениях судов, с обеспечением свободного доступа заинтересованных лиц к соответствующим местам размещения информации. Представляется недостаточным размещение указанной информации в сети Интернет, равно как и любым иным способом, прямо или косвенно ставящим доступ к информации в зависимость от финансовой, материально-технической, другой обеспеченности заинтересованного лица.

В связи с этим положительным видится закрепление в ст. 6 ФЗ от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» (далее по тексту – Закон) перечня способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов, содержащего такие способы, как обнародование информации в СМИ, размещение информации о деятельности судов в сети Интернет, размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях, предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов и др.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Понятие и сущность нотариальной деятельности
Возникновение нотариата неразрывно связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействовать его субъектам в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. Нотариат возник как институт гражданского права, призванный защищать частную собственность и обеспечивающий бессп ...

Цели Единого правового классификатора Республики Беларусь
В период становления независимого белорусского государства возникла объективная потребность в формировании четко структурированной правовой основы его функционирования. В этой связи НЦПИ приступил к осуществлению систематизации законодательства с учетом проведенного анализа и обобщения практическог ...

Общая характеристика нормативно-правового акта и его типология
Государственной Думой России в постановлении от 11 ноября 1996г. «Об обращении в Конституционный Суд РФ» дано определение нормативно-правового акта. «Нормативно-правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компет ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru