Юриспруденция » Транспарентность судебной власти » Конституционно-правовая природа и содержание принципа транспарентности в деятельности судебных органов

Конституционно-правовая природа и содержание принципа транспарентности в деятельности судебных органов

Страница 3

Необходимо заметить, что до недавнего времени в РФ отсутствовал установленный на уровне федерального законодательства механизм получения такой информации, поэтому сам факт принятия Закона, несомненно, является прогрессивным в процессе обеспечения транспарентности судебной власти. Однако практическую «работоспособность» содержащихся в законе норм еще только предстоит оценить (закон вступает в силу с 1 июля 2010 г.).

Кроме того, на данном этапе транспарентность реализуется посредством закрепленного в кодексах требования направления истцу (заявителю) копий судебных определений, разрешающих вопрос о принятии заявления к производству и содержащих, в необходимых случаях, указание на устранимые или неустранимые причины, препятствующие возбуждению гражданского дела в суде (ст.128, 129 АПК РФ, ст. 134–136 ГПК РФ).

Транспарентность второго этапа реализации механизма судебной защиты обеспечивается действием таких принципов как принцип гласности судопроизводства, принцип устности судопроизводства, принцип национального языка судопроизводства. Так, последний предполагает наличие у лиц, участвующих в деле, права воспользоваться услугами переводчика, право выбора языка, на котором лицо будет участвовать в процессе; принцип устности подразумевает совершение процессуальных действий в устной форме, разъяснение лицам, участвующим в деле их процессуальных прав, необходимость оглашения всех письменных доказательств в суде, в т.ч. полученных в порядке выполнения судебного поручения и (или) обеспечения доказательств, оглашение показаний свидетелей в порядке ч.1 ст. 162 АПК РФ, ч. 2 ст. 179, ст. 180 ГПК РФ (в случае допроса свидетеля с одновременным удалением лица, участвующего в деле из зала судебного заседания), доведение до сведения лиц, участвующих в деле содержания определений, разрешающих процессуальные вопросы, путем их оглашения (как вынесенных в форме отдельного судебного акта, так и протокольных, как обжалуемых в частном порядке, так и не подлежащих обжалованию отдельно от судебного решения), и т. д.; гласность судопроизводства на данном этапе обеспечивает прозрачность процесса как для его участников, так и для общественности1, и раскрывается через общее правило об открытости разбирательства всех дел в суде и возможности проведения закрытых судебных заседаний в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также через право лиц, присутствующих в открытом судебном заседании, фиксировать его с помощью различных средств: делать заметки по ходу судебного заседания, осуществлять звукопись, а с разрешения суда – кино - и фотосъемку.

Право на устное слушание дела, а также на личное участие в судебном заседании трактуются как необходимые составляющие права на доступ к правосудию и судебной практикой ЕСПЧ. Своеобразной гарантией является необходимость обеспечения судом своевременного получения сторонами всех исходящих от него процессуальных документов.

Немаловажное значение для обеспечения транспарентности деятельности по рассмотрению и разрешению дела имеет обязанность председательствующего давать разъяснения относительно своих действий по руководству судебным заседанием участникам процесса в случае наличия у них возражений (ч. 2 ст. 156 ГПК РФ). При коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Федеральные конституционные законы и федеральные законы в системе источников Валютного права
ФКЗ: ФКЗ от 17.12.97 «О Правительстве» (ст.15 ФКЗ – Правительство осуществляет валютное регулирование и валютный контроль) ФЗ: 1)Кодифицированные: •КоАП (примерно 10 пр. норм): 3.5, 4.5, 15.25, 16.4, 23.60, 27.11. п.80 ст.28.3, 28.7 •Таможенный кодекс: перемещение валютных ценностей через границу Р ...

Субъективный критерий выявления аффилированных лиц
В ч. 2 ст. 56 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З (далее - Закон) белорусский законодатель прямо поименовал 10 категорий лиц, которые являются аффилированными лицами хозяйственного общества (субъективный критерий определения аффил ...

История применения лишения свободы как наказания по отечественному законодательству
Лишение свободы было и остается основным видом наказания в России. Однако лишение свободы, включая и заключение в тюрьме, как вид наказания Русской Правде не было известно. Возникал лишь вопрос о содержании лиц, совершивших преступления, до суда и только в отношении тех лиц, которые по своему «бесп ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru