Реализация предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации, а также мероприятий, направленных на развитие судебной системы России, определенных Президентом Российской Федерации в качестве основных, в частности совершенствование системы размещения судебных решений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечение доступа к этим решениям, потребует значительного укрепления материально-технической базы органов судебной власти.
Реализация мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.
В.А. Елизаров предлагает следующие возможные варианты решения проблем, связанных с развитием судебной системы России:
1) совершенствование судоустройства путем внедрения примирительных процедур, внесудебных и досудебных способов урегулирования споров;
2) повышение открытости и доступности судебной системы для общества. Внедрение единой информационной системы судопроизводства и ведение официальных интернет-сайтов судов повышает уровень открытости и доступности арбитражного судопроизводства;
3) формирование единообразной судебной практики.
Можно поддержать позицию В.П. Кашепова, который, обобщая критические суждения в адрес российского правосудия и запросы общественности, определяет следующие приоритетные направления дальнейшего совершенствования организации и функционирования судебной системы: повышение качества деятельности судов, укрепление их независимости, обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в судах, гуманизация правосудия, безусловное исполнение судебных решений, создание системы возмещения гражданам вреда, причиненного нарушением прав на судопроизводство, улучшение подготовки и переподготовки судей. В.В. Путин, говоря о развитии судебной системы, акцентирует внимание на открытости и доступности правосудия для граждан, предлагает создание административных судов.
Совершенствование организации и деятельности судебной системы в указанных направлениях является новым этапом в развитии судебной реформы на ближайшие годы и должно привести к устранению существующих недостатков. Как верно отмечает М.Ю. Федан, «эволюция судебной системы должна быть комплексной; любые изменения будут носить положительный характер только в том случае, если они проводятся в строгом соответствии с конституционными целями».
Еще одним направлением совершенствования судебной системы должно стать признание правотворческой роли судов. Россия в настоящее время находится на пути к демократическому гражданскому обществу и правовому государству. При этом постепенная эволюция современного суда в Суд правового государства делает остро необходимыми меры по реформированию суда, требует не только существенного усиления роли и значения судебной практики, совершенствования всего механизма судопроизводства с учетом меняющихся условий и общественных потребностей, но и признания судебного правотворчества, явно пробивающего себе путь во всей практике судебной деятельности. Это и будет означать отход от суда, замкнутого, как прежде, в прокрустово ложе официального законодательства, отступать от предписаний которого он не в состоянии ни на йоту, и движение к суду, руководствующемуся в своей правоприменительной практике лишь подлинным правом, закрепленным в Конституции Российской Федерации и соответствующих ей правовых актах.
Особенности заключения договора с лицами проходящими альтернативную
гражданскую службу
Работодатель обязан заключить с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной гражданской службы, срочный трудовой договор на период прохождения службы. Трудовым кодексом РФ установлены общие правила заключения срочного трудового договора (ст.58). В научной литературе имеются различные точк ...
Общая характеристика структуры зарубежных конституций
Юридическая конституция может представлять собой один документ. Таково подавляющее большинство конституций стран мира (КНР 1982 г., султаната Оман 1996 г., Бразилии 1988 г., Финляндии 1999 г., Афганистана 2004 г.). Однако иногда поправки к конституции в ее текст не вносятся, а прилагаются к ней в о ...
Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь - "одно окно" для иностранных инвесторов
В настоящее время во Всемирную ассоциацию агентств по содействию инвестициям (WAIPA) входит 249 агентств по содействию инвестициям из 158 стран мира, в числе которых есть бразильская ApexBrasil, корейская KOTRA, японская JETRO, австралийская Austrade, британская UKTI, польская Palilz и т.д. Ряд чле ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.