Законодательный процесс как любой юридический процесс имеет свои стадии. Ими являются: внесение законопроекта или законопредложения (законоинициатива); обсуждение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях); принятие закона; санкционирование, промульгация и опубликование закона.
Законотворческий процесс представляет собой совокупность стадий от создания до принятия нормативных правовых актов.
Законотворческий процесс включает в себя четыре основных этапа:
законодательная инициатива;
процесс обсуждения нового законопроекта;
принятие нового закона;
его обнародование.
Понятие "законодательная инициатива" подразумевает право компетентных органов, граждан или общественных организаций возбуждения перед инстанцией, издающей законы, вопрос об издании, внесении изменений или отмене какого-либо закона или акта, причем такой запрос обязательно рассматривается парламентом, если предложение имеет необходимые обоснования.
Право законодательной инициативы имеют: Президент страны, Совет Федерации, Правительство, депутаты Госдумы, Верховный суд, представительные органы всех субъектов РФ. Законопроекты должны рассматриваться Госдумой. Причем, законопроекты об отмене или введении налогов, о выпуске госзайма, об освобождении от налогов, об изменении государством своих финансовых обязательств, другие законопроекты, которыми предусматриваются расходы, покрываемые федеральным бюджетом, вносятся исключительно при условии, что есть заключение Правительства России.
Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях Госдумы, где в него можно вносить изменения, поправки, дополнять законопроект новыми положениями или исключать ненужные.
Федеральный законодательный процесс в Германии может включать в себя любой из следующих органов: Бундестаг (немецкий парламент) в качестве избранного представительным органом народа, Бундесрат в качестве представительного органа в землях, федеральное правительство и парламентские комитеты. Законодательная инициатива может исходить от правительства, членов парламента (фракции, Партии или другой группы) или Бундесрат. Есть законодательство, которое требует одобрения со стороны Бундесрата, например, законодательство о внесении поправок в Конституцию или затрагивая основ Федерации, и есть простое законодательство, которое не требует одобрения Бундесрата. Как только законопроект будет принят, то за подписью министра Правительства и Федерального канцлера, выполненный Федеральным Президентом и опубликован в Bundesgesetzblatt (правительственном Бюллетене Федерального закона). Если иное не оговорено, он вступает в силу на 14-й день после публикации в Бюллетене Федеральных законов. Распоряжения передаются исполнительным, т. е. федерального правительства или федеральных министров. Одобрение бундесрата необходимо, если они затрагивают интересы земель. В законодательном процессе на федеральном уровне подробно описана на веб-сайте германского Бундестага.
Согласно ст. 76 Основного закона в Германии , законопроекты вносятся в Бундестаг через Федерального правительство, из среды самого Бундестага или через Бундесрат .
Бундестаг должен обсудить законопроекты в соразмерный срок и принять решение.
Законопроект, согласно регламенту Бундестага, может быть внесен партийной фракцией или группой депутатов, составляющий не менее 5 % общего их числа .
Законодательный процесс в Швейцарии традиционно характеризуется медлительностью. В рамках своего исследования А.-В. Пойтри рассчитал среднюю продолжительность процесса принятия законов в Союзном собрании за 1971- 1976 гг. И по его расчетам, законодательный процесс занимал около пяти лет с момента инициативы и до окончательного голосования в парламенте. При этом, как отмечает профессор П. Скиарини, существенных изменений с 1970 г. не произошло. Такая продолжительность объясняется не столько сложностью достижения консенсуса, сколько временем, необходимым Администрации для выполнения своей части работы. П. Скиарини показывает, что продолжительность процесса во многом зависит и от того, соблюдается или нет формальная процедура консультаций. Следует иметь в виду, что такая "нерасторопность" законодательного процесса является одним из факторов, замедляющих проведение реформ в Швейцарии.
Прежде чем перейти к рассмотрению стадий законодательного процесса, следует отдельно оговориться о том, что в данном параграфе речь идет о законодательном процессе в рамках деятельности Союзного собрания. Тем не менее, мы не можем не упомянуть о той роли, которую играет институт непосредственной демократии в Швейцарии.
Понятие и основная характеристика договора аренды земельного участка
Предоставление другому земли в пользование, как особый вид социально-экономических отношений известно, примерно четыре тысячелетия (вероятно, первый акт, регулирующий аренду земли – Законы Билаламы – XX в. до н.э.). В хозяйственной практике древних цивилизаций Индии, Месопотамии, Египта, Китая широ ...
Институт воеводства в годы царствования Михаила Фёдоровича
Избрание Михаила на московский престол не было вызвано его внутренними положительными свойствами. Его едва ли готовили к этому, пока воспитывали, о них едва ли что-нибудь знали, когда его избирали, а после - личная инициатива и воля, если бы и были, подавлялись в нем властными характерами матери, п ...
Региональные гарантии защиты прав человека
Международная система в значительной степени опирается на поддержку со стороны региональных структур в области прав человека (в Европе, Азии, Африки) в укрепление международных норм и механизмов, обеспечивая средства, с помощью которых возможно решение проблем в области прав человека в конкретных с ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.