Юриспруденция » Правовая основа устава муниципального образования

Правовая основа устава муниципального образования

После принятия новой Конституции Российской Федерации народ (граждане) реализует право на власть двумя путями: непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление в России воспринималось как разновидность государственного управления на местах.

На данный момент Конституция Российской Федерации гарантирует независимость местного самоуправления в рамках его полномочий (ст. 3, Конституции Российской Федерации). Таким образом, обнаруживается необходимость закрепления в законодательстве компетенций и полномочий местного самоуправления, а так же рамки, в которых органы местного самоуправления будут осуществлять властное управление независимо от органов государственной власти.

Местное самоуправление – это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная деятельность населения, через органы местного самоуправления, по решению вопросов местного значения, базируясь на интересах граждан, территориальных особенностей и местных традиций. Другими словами, местное самоуправление – это власть, передающаяся от государства к населению, проживающему в конкретном населенном пункте, по решению вопросов местного значения посредствам сходов, референдумов, собраний, выборов.

Местное самоуправление регулируется и организуется свою деятельность через муниципальные правовые акты. Органы местного самоуправления осуществляют управленческие функции по ряду вопросов, посредством муниципальных правовых актов:

· учреждение структуры органов местного самоуправления;

· разграничение полномочий между муниципальными органами и их должностными лицами;

· регулирование административных и территориальных вопросов муниципального образования;

· финансово-экономическое устройство в муниципальном образовании и другие.

Одним из традиционных муниципальных правовых актом местного самоуправления является устав муниципального образования. Устав муниципального образования обеспечивает реализацию независимости местного самоуправления от органов государственной власти. Правовая сущность устава муниципального образования состоит в том, что он является правовым актом. Каждое муниципальное образование фиксирует в своём уставе правовой статус, то есть предметы ведения, обязанности, права и компетенции органов местного самоуправления.

Значимость исследования заключается в том, что правовой аспект не содержит конкретизированных ответов на проблемные ситуации по реализации норм, содержащихся в уставе муниципального образования.

Объектом

исследования выступает муниципально-правовая база местного самоуправления.

Предметом

исследования является устав муниципального образования.

Цель

данной работы - рассмотреть и охарактеризовать устав муниципального образования как основной нормативный акт.

Для реализации данной цели следует решить ряд задач:

1. Рассмотреть муниципальные правовые акты как правовую основу местного самоуправления;

2. Выявить сущность устава муниципального образования;

3. Проанализировать содержание и структуру устава муниципального образования;

4. Изучить аспекты принятия и внесения изменений в устав муниципального образования и рассмотреть специфику государственной регистрации устава муниципального образования.

Анализ изученных источников и литературы:

Актуальность темы достаточно хорошо изучена в современной литературе. Кроме того, существуют законодательные нормативные акты регулирующие процессы, связанные с уставным управлением на уровне местного самоуправления. Но не смотря на это всё равно существуют проблемные аспекты в понимании устава муниципального образования как нормативного акта. Правовое регулирование и специфику муниципальных правовых актов затрагивает в своих статьях Ю.С. Яичникова – соискатель кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета. Она рассматривает принятие населением муниципального образования и органами местного самоуправления своих правовых актов неотъемлемым признаком власти на местах. Проблемные ситуации уставного нормотворчества муниципальных образований рассматривает Борис Григорьевич Хачатурян – доцент ДВИУ РАНХиГС, кандидат исторических наук, специалист по истории и проблемам местного самоуправления российского Дальнего Востока. Он полагает, что уставы муниципальных образований можно рассматривать как акты новой правовой формы, они закрепляют статус муниципальных образований, образуют базу для деятельности органов местного самоуправления. Чащина С. И. – главный специалист Главного управления регистрационной службы Хабаровского края и ЕАО, в своих научных трудах описывает правовую природу и суть государственной регистрации уставов муниципальных образований, вопросы, возникающие при рассмотрении этого процесса.

Методы исследования

- анализ и обобщение полученного материала, а так же опыта, собранного из книг, статей и научно-практических публикаций.

Другое по теме:

Порядок организации работы обменных пунктов
2.1. Обменный пункт должен быть оборудован стендом, находящимся в доступном для обозрения физическими лицами месте и содержащим следующую информацию и документы: 2.1.1. Наименование, местонахождение (почтовый адрес) и телефон уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка), открывшего обменны ...

Арест имущества – как ограничение прав должника в исполнительном производстве
Арест имущества по месту нахождения должника Понятие ареста имущества должника в настоящее время содержится и раскрывается в одном нормативном акте - в Федеральном законе «Об исполнительном производстве». Статья 370 ГПК РСФСР (в старой редакции) определяла арест как опись имущества и объявление зап ...

Совет директоров акционерного общества
Решения Совета директоров (наблюдательного совета) составляют определенный этап в формировании воли хозяйственного общества, часть единого процесса волеобразования в нем. Именно поэтому они не являются сделками, а представляют собой лишь необходимый элемент для совершения сделки юридическим лицом, ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru