Юриспруденция » Государственное управление агропромышленным комплексом

Государственное управление агропромышленным комплексом

Агропромышленный комплекс - одна из важнейших сфер экономики России. На его долю приходится около одной трети внутреннего валового продукта, одна четверть основных производственных фондов. Высокоразвитый, эффективно работающий агропромышленный комплекс всегда являлся определяющим условием успешного функционирования всего хозяйственного комплекса страны. Традиционно аграрный сектор России занимал особое положение среди других отраслей народного хозяйства. Исходя из численности населения, так или иначе связанного с сельским хозяйством (на сегодняшний день составляет около 40 млн. человек - работники сельского хозяйства, члены их семей, лица, постоянно проживающие в сельской местности), Россия является ярко выраженной агроиндустриальной страной.

С экономической точки зрения сельское хозяйство России также занимает особое положение. Падение личного потребления сельскохозяйственных работников, а также работников сопряженных отраслей действует угнетающе на общее состояние платежеспособного спроса и пропорции межотраслевого обмена.

Таким образом, в силу исторически сложившегося положения в системе общественного разделения труда сельское хозяйство в России является особой отраслью, проблемы которой выходят далеко за ее собственные рамки, затрагивают интересы всего государства.

На повышение эффективности агропромышленного комплекса направлена проводимая в настоящее время аграрная реформа. Начиная с 1992 года, в АПК России производилась либерализация цен и экономических отношений, роль государства сокращалась и, по сути, сведена к минимуму: были разрушены системы централизованного сбыта и снабжения, принятие управленческих решений стало зависеть от непосредственно хозяйствующих субъектов. В результате либерализации цен, удорожания кредитных ресурсов, неэквивалентного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, других негативных факторов агропромышленный комплекс оказался в глубоком кризисе.

При реформировании АПК был явно сделан крен в сторону институциональных преобразований, гипертрофирована их роль и значение в структурной перестройке в ущерб работе по преобразованию его инфраструктуры и созданию систем регулирования рынка. В России не было накоплено опыта рыночных отношений и построения рыночной экономики, за исключением НЭПа, период которого был в историческом разрезе слишком непродолжительным. Поэтому к моменту перехода в законодательном порядке на рыночные отношения мы не обладали национальным опытом развития рыночных структур на всех уровнях народного хозяйства и не располагали достаточным отечественным теоретическим багажом для решения этих проблем. Отсюда программные и концептуальные ошибки, допущенные в становлении рыночной экономики.

Программы перехода к рыночной экономике в России предлагали видные отечественные экономисты: Л. Абалкин, О. Богомолов, С. Шаталин, Е. Гайдар, Н. Петраков, Н. Шмелев, Г. Явлинский, и др. В них с учетом современного состояния российской экономики формулировались основные идеи, и принципы преобразования плановой экономики в рыночную рассматривались, этапы постепенного перехода к рынку, выдвигались методологические инструменты создания рыночных структур и рыночных отношений. Вопросы государственного регулирования рыночной экономики в переходный период к рыночным отношениям рассматривались в работах ведущих экономистов страны: Л. Абалкина, О. Богомолова, Е. Гайдара, С. Шаталина, Г. Явлинского и др. Применительно к АПК России проблемы регулирования ставились в трудах, А. Багмута, Г. Беспахотного, Н. Борхунова, В. Сидоренко, И. Трубилина, В. Хлыстуна, Н. Шмелева и др. Однако, до сих пор остались, не решены проблемы перевода АПК на рыночные отношения, не созданы адекватные механизмы государственного регулирования, отсутствует четкая государственная политика в области ценообразования, кредитования и государственного протекционизма, не проработаны реальные пути обеспечения продовольственной безопасности страны в условиях спада агропромышленного производства.

Таким образом, научная проблема, решаемая в работе, состоит в том, что агропромышленный комплекс не может развиваться без государственной поддержки, а целостная государственная политика управления им еще не сформирована. Поэтому исследования по данной тематике весьма актуальны и являются важнейшей научной и практической задачей современного этапа развития АПК Российской Федерации.

Объектом исследования является агропромышленный комплекс России, а предметом - система и методология государственного управления им в рыночных условиях.

Цель работы - разработка организационно - методических направлений совершенствования государственного управления АПК и мероприятий по их реализации.

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретические вопросы формирования системы управления АПК в условиях рыночных отношений;

- проанализировать опыт государственного управления АПК в экономически развитых странах;

- оценить особенности осуществления и результаты аграрных реформ России и постсоциалистических странах;

- проанализировать состояние АПК в переходный период и систему управления им;

- разработать направления совершенствования механизма управления государственной поддержкой АПК;

- обосновать необходимость стратегического управления АПК и разработать методологию его осуществления;

- разработать предложения по изменению функций и реорганизации структуры органов управления АПК на основе маркетингового подхода.

При написании работы использовались различные методы исследования. Абстрактно-логический метод применялся для формулирования понятий, раскрытия сущности рыночной экономики и аграрного рынка, управления АПК, определения тенденций их развития. Статистико-экономический и расчетно-аналитический методы использованы при экономической оценке хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Уточнение состава элементов системы управления и поддержки АПК осуществлялось монографическим и экспериментальным методами. Разработка модели стратегического управления АПК и структур органов управления и информационно-консультационных служб проведена методом организационного проектирования. Научную новизну исследования составляют: уточнение теоретических положений, раскрывающих взаимосвязь характера субъект - объектных отношений в управлении, с механизмом управления АПК в рыночных условиях; раскрытие особенностей управления АПК в рыночных условиях, исходя из его специфических особенностей и решаемых задач, выражающихся в изменении организационно-правового положения объекта управления; необходимости формирования механизма сочетания интересов субъекта и объекта управления; изменении структуры механизма управления АПК и высокой динамики его трансформации, обусловленной изменениями внешней среды; необходимости использования инструментов стратегического управления в управлении АПК:

- разработка модели стратегического управления АПК и методологии его осуществления;

-обоснование принципов формирования системы государственной поддержки АПК в условиях реформирования методов государственного управления;

-обоснование роли, места и структуры аграрных информационно - консультационных служб в механизме управления АПК и необходимости реформирования функций и организационных структур органов управления на основе маркетингового подхода.

В первой главе "Управление аграрным сектором экономики в рыночных условиях" рассмотрены содержание, структура и механизм реализации рыночных отношений в АПК, сформулированы особенности управления АПК в рыночных условиях, разработаны модель и этапы стратегического управления АПК в условиях динамичной внешней среды, проанализированы эволюция регулирования аграрного рынка и процесс формирования аграрной политики в экономически развитых странах, раскрыты особенности формирования и функционирования информационно-консультационных служб, как элемента государственного управления аграрным сектором в странах с рыночной экономикой.

Во второй главе "Реформирование аграрного сектора в России: предпосылки, особенности осуществления и результаты" раскрыто содержание экономического кризиса в России на этапе позднего социализма и предлагаемые программы выхода из него, показаны необходимость реформирования аграрного сектора и особенности аграрных реформ в постсоциалистических странах, проанализированы институциональные реформы в АПК, его состояние и процесс реформирования финансового механизма государственной поддержки АПК в переходный период.

В третьей главе "Организационно-методические аспекты совершенствования государственного управления АПК" предложены основные элементы системы государственного управления АПК, пути реформирования функций и структур органов управления АПК на федеральном и региональном уровнях, разработаны организационно-методические основы создания системы аграрных информационно - консультационных служб.

В заключении обобщены итоговые выводы по проделанной работе.

Другое по теме:

Административная ответственность за валютные нарушения
Согласно части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КОАП РФ) проведение валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно, либо с нарушением требований (усло ...

Источники исполнительного производства
Нормативную основу исполнительного производства составляют Федеральные законы РФ от 21 июля 1997г. № 139-ФЗ "Об исполнительном производстве" и № 138-ФЗ "О судебных приставах" [28]. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997г. № 139-ФЗ "Об исполнительном производстве" состоит ...

Сроки рассмотрения судом трудовых споров
В настоящее время трудовые права работников повсеместно нарушаются. Это выражается в невыплате заработной платы, незаконном привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности и, наконец, увольнении. В связи с этим правовые проблемы, связанные с защитой трудовых прав работников, представляю ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru