Юриспруденция » Реализация государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Реализация государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

В современном мире распространение наркотиков стало одной из самых серьезных проблем, угрожающих существованию и развитию человечества. По мере нарастания угрозы наркотиков все актуальнее становится необходимость борьбы с нею. Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок. В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по контролю за наркотиками может привести к тому, что их незаконное распространение превратится в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия народов России.

Высокая актуальность данной темы обусловлена тем, что проблематике антинаркотической политики особенно в последнее время уделяется достаточно много внимания, как со стороны научного сообщества, так и со стороны людей, решающих практические задачи в этой области. Но в то же время единого понимания специфики этого направления государственной политики, момента ее возникновения, целей, задач, конкретных механизмов реализации, достигнуто не было. Подходы исследователей к определению понятия наркополитики разнятся. К примеру, в книге «Актуальные вопросы антинаркотической политики» авторов Фроловой и Зазулина под антинаркотической политикой понимается «комплекс целей, задач, мер, идей, программ, методов, направленных с одной стороны, на противодействие незаконному обороту наркотиков, а с другой - на восстановление человеческого потенциала». В документах, издаваемых органами власти, реализующими наркополитику, можно встретить такое ее определение - совокупность государственных и общественных мер воспитательно-педагогического, медицинского, нормативного правового, социально-экономического и организационно-управленческого характера, направленных на решение проблем, связанных со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

Вся антинаркотическая политика Российской Федерации базируется на Конституции РФ, Уголовном кодексе РФ (статьи 23, 63, 151, 188, 228, 229, 230, 231, 232, 234), Кодексе об административных правонарушениях (статьи 6.8, 6.9, 6.10, 6.13, 10.4, 10.5, 20.20, 20.22) и Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Особенность исследования по теме данной работы заключается в том, что многие нормы, регулирующие отношения в данной области, тесно взаимосвязаны с международно-правовыми нормами, поэтому для уяснения их действия необходимо учитывать содержание этих норм.

Традиционная политика борьбы с наркоманией основана на сочетании информационного, социально-профилактического, медико-биологического и репрессивного подходов.

Информационный подход ориентирует на сознательное восприятие норм и ценностей общества. Речь идет о пропаганде здорового образа жизни и об информировании о негативных последствиях наркопотребления.

Социальная профилактика направлена на устранение внешних (социально-экономических, бытовых, социально-психологических) причин и условий отклоняющегося поведения.

Медико-биологический подход помогает субъекту преодолеть внутренние, субъективные препятствия в стрессовой ситуации. Кроме того, наркологи стремятся выработать эффективные методики лечения наркомании, что, однако, связано с большими трудностями.

Кроме того, в последнее время становится актуальной так называемая политика «снижения вреда», которая сводится к действиям, направленным на устранение вредных последствий употребление наркотиков. Такой подход является доминирующим в ряде зарубежных стран.

Наконец, применение санкций защищает общепринятые правила поведения, используя возможности принуждения за их нарушение. Если предыдущие методы ориентированы на работу с потенциальными или реальными наркопотребителями, то в рамках этого подхода главный акцент делается на борьбе с наркоторговцами.

Объектом данной работы являются отношения, возникающие в результате реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

В качестве предмета исследования рассматривается история становления наркополитики в России, основные тенденции развития наркополитики в контексте международных систем контроля за незаконным оборотом наркотиков, нормы международного и российского права.

Политика, проводимая государством в этой области, существенно отличается от международной практики: взамен смягчения мер по отношению к наркопотребителям, РФ делает упор на усиление репрессий. Так, например, Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения в УК РФ, согласно которым сбыт наркотических средств может наказываться пожизненным лишением свободы; основные направления государственной стратегии по борьбе с наркоманией, подписанные президентом в 2011 году, включают в себя ввод уголовной ответственности за потребление и введение принудительного лечения наркозависимых. Помимо этого, РФ резко отрицательно относится к политике «снижения вреда» и отстаивает позицию «нулевой терпимости» в отношении наркотиков.

Целью данной работы является определение и анализ основных направлений отечественной наркополитики.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

Изучить историческую динамику наркополитики в России;

Проанализировать методы ведения наркополитики зарубежных стран;

Выявить особенности, проанализировать тенденции и обозначить проблемы отечественной наркополитики в современных условиях;

При проведении исследования по теме данной работы применялись общие методы познания, такие как анализ, абстрагирование, индукция, аналогия, моделирование, системный и исторический подходы. Использовался сравнительно-правовой анализ действующего законодательства РФ и международных актов.

Данная тема была затронута в научных статьях Л. Левинсона, Л. Тимофеева, В. Зубова, А. Софронова, О. Романенко, В. Менделевича, Ю. Латова, П. Кесельмана, М. Мацкевича.

Другое по теме:

Политическая конкуренция в плюралистической демократии
Политическая конкуренция и политический рынок в современном российском обществе становятся важными характеристиками социальной реальности. Ключевой механизм политической конкуренции – это избирательный механизм, основанный на всеобщем равном и прямом избирательном праве и тайном голосовании – свобо ...

Система и классификация основных прав и свобод человека и гражданина
Конституция Республики Казахстан, принятая на Всеобщем референдуме 30 августа 1995 года, в статьях 10-39 Раздела II "Человек и гражданин" регламентирует права и свободы человека. Личные права и свободы В разд. II "Человек и гражданин" Конституции Республики Казахстан регулирован ...

Высшее должностное лицо субъекта РФ
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, который возглавляет руководитель (президент республики, губернатор, глава администрации). Конституцией (уставом) субъекта РФ вводится должность высшего до ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru