Кроме того, действующая система закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд не позволяет в полной мере задействовать инновационный потенциал государственного (муниципального) заказа в интересах модернизации отечественной экономики.
В сфере государственных и муниципальных закупок в 2011 г. произошел ряд значимых событий. Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 79-ФЗ были приняты поправки в Закон № 94-ФЗ. Был принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». И третьей главной темой стала дискуссия между Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития РФ по вопросу дальнейшего развития системы государственных и муниципальных закупок.
Из наиболее значимых поправок, введенных Законом № 79-ФЗ, можно выделить следующие.
1. При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и характеристиками, указанными в контракте. Это изменение стало реакцией ФАС на критику по поводу того, что Закон № 94-ФЗ, устанавливая неизменность условий контракта, которые прописаны в документации при размещении государственного или муниципального заказа, не может реагировать на изменение внешних условий. Например, при работах по проектированию с высокой вероятностью могут меняться начальные условия с учетом результатов предпроектных стадий. Это особенно характерно для объектов, находящихся в исторической городской застройке. Аналогичные изменения могут возникнуть при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в сфере высоких технологий, где происходят очень быстрые модернизационные изменения.
2. Введена ст. 19.1 об установлении начальной цены контракта.
Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации.
Заказчик, уполномоченный орган вправе произвести свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в Интернете или иного указания.
3. Введено требование, что, если иное не предусмотрено конкурсной или аукционной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств).
4. Заказчик или уполномоченный орган в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых, составляет 50 млн. руб. и более, медицинского оборудования обязан определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар), и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от 2 до 10% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Необходимо отметить, что это первое нормативно утвержденное понятие гарантийного обязательства как обязательства финансового. До этого обычно под гарантийным обязательством подразумевалось письменное подтверждение поставщика о гарантировании качества поставляемых товаров, работ или услуг в процентах от общего объема поставок.
В тоже время данное положение закона было подвергнуто критике со стороны органов местного самоуправления. В настоящее время от органов местного самоуправления поступают предложения предоставить возможность муниципальным заказчикам устанавливать указанные требования независимо от размера начальной цены контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов, капитальному строительству. И данное предложение имеет под собой реальную муниципальную практику.
Модель Дионисия Галикарнасского
Дионисий Галикарнасский (греческий историк) обращает внимание на порядок изложения сакрального права в самом законодательстве Нумы Помпилия. Дионисий в отличие от Цицерона и Варрона, которые отражали только известное им сакральное право и законодательство века до нашей эры, претендовал на описание ...
Классификация и анализ принципов деятельности механизма Республики Беларусь
Наиболее обсуждаемый правоведами, принцип законности, присутствует во всех элементах механизма государства, а также в их взаимоотношениях с населением и между собой, кроме того, имеет место в сфере различных общественных движениях и организаций. Имеется в виду, что вся деятельность государственных ...
Общая характеристика сделок с жилыми помещениями
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. При этом сделки могут быть двух – или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения к ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.