Юриспруденция » Нормы и источники конституционного права

Нормы и источники конституционного права

В общей теории права под правовой нормой понимается санкционированное и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающее на них обязанности.

Это определение применимо в общем виде и для конституционно-правовых норм, которые как и все другие нормы:

исходят от государства;

охраняются его принудительной силой;

являются общеобязательными правилами поведения;

предоставляют участникам общественных отношений юридические права и возлагают на них обязанности.

Конституционно-правовая норма – это общеобязательное правило поведения, санкционированное и охраняемое государством, в целях регулирования общественных отношений, вытекающих из основ:

– государственного (конституционного) строя;

– правового статуса личности;

– государственно-территориального устройства;

– организации и деятельности органов государственной власти;

– организации и деятельности органов местного самоуправления.

Эти общественные отношения осуществляются через права и обязанности их участников и обеспечиваются принудительной силой государства.

Особенности конституционно-правовых норм:

по источникам выражения – основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте – конституции, которая обладает высшей юридической силой по отношению ко всему текущему законодательству;

по содержанию – они направлены на регулирование только основополагающих общественных отношений, складывающихся в сфере основ государственного (конституционного) строя, правового статуса личности; государственно-территориального устройства; организации и деятельности органов государственной власти; организации и деятельности органов местного самоуправления;

по характеру содержащихся в нормах предписаний – они носят учредительный характер, так как именно конституционно-правовые нормы первичны по отношению к нормам других отраслей права; устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок; определяют формы нормативно-правовых актов; порядок их принятия и вступления в силу; порядок формирования, компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.;

по механизму реализации – реализация многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с отношениями общего характера или правовым состоянием (состоянием в гражданстве государства, состоянием субъекта в составе федеративного государства, автономии в составе унитарного государства и т.п.);

по специфическому характеру субъектов, на регулирование отношений между которыми конституционно-правовые нормы направлены – это государство, отдельные территориальные образования в государстве, нация, народ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, юридические лица и т.д.;

по структуре – конституционно-правовые нормы, как правило, не имеют санкции, а только гипотезу и диспозицию;

по видам – среди конституционно-правовых норм большое количество общерегулятивных норм, которые не порождают конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношения – к ним относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи, нормы-цели, программно-целевые нормы и т.д.

Классификация (виды) конституционно-правовых норм:

по содержанию и характеру регулируемых ими отношений:

– материальные – устанавливающие права и обязанности граждан, компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления;

– процессуальные – устанавливающие порядок реализации прав и свобод, компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, гарантии их реализации

2) по объекту правового регулирования

нормы, закрепляющие:

– основы государственного конституционного строя;

– основы правового статуса личности;

– государственно-территориальное устройство;

– основы организации и деятельности органов государственной власти;

– основы организации и деятельности органов местного самоуправления.

3) по степени определенности содержащихся в нормах предписаний:

– императивные – не предусматривающие никаких отступлений от закрепленных в них правил, то есть закрепляющие конкретные предписания;

– диспозитивные – предусматривающие возможность выбора вариантов поведения;

4) по функциональной направленности:

– регулятивные – содержащие четко выраженное правило поведения;

– дефинитивные – устанавливающие основные принципы, категории, понятия, имеющие юридическое значение (нормы-принципы, нормы-задачи и т.д.);

– охранительные – устанавливающие запреты;

5) по сфере применения:

– общие – распространяются на неограниченный круг субъектов правоотношений;

– специальные – регулирующие лишь отдельные виды общественных отношений, то есть устанавливающие, например, статус, компетенцию, полномочия какого-либо органа государственной власти;

– исключительные – издаются в дополнение к общим или специальным нормам, устанавливают те или иные изъятия из общих правил, содержащихся в этих нормах;

6) по юридической силе:

нормы, закрепленные в:

– конституции;

– законах;

– актах органов государственной власти;

– актах органов местного самоуправления

7) по действию во времени:

– постоянные – не указан срок действия нормы;

– временные – содержатся, как правило, в переходных положениях конституций;

– исключительные – вводимые в действие на случай чрезвычайных обстоятельств, приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность их временной правовой регуляции.

8) по территории действия:

– общегосударственные (например, для федеративных государств – федеральные) – действуют на территории всего государства;

– региональные (имеют место, как правило, в федеративных государства) – действуют на территории отдельных субъектов, штатов, земель государства;

– нормы местного действия – действуют на территории муниципального образования, округа.

и некоторые другие виды.

Конституционно-правовой институт – система (совокупность) конституционно-правовых норм, регулирующих однородные, взаимосвязанные общественные отношения, образующие относительно самостоятельную группу.

Например,

конституционно-правовой институт прав и свобод человека и гражданина;

конституционно-правовой институт гражданства;

конституционно-правовой институт Президента и т.д.

Другое по теме:

Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли
В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Под предметом правового регулированияследует понимать сферу качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Он является основн ...

Книги Варрона о божественных вещах
У Варрона, в изложении Августина (August. De civ. Dei. VI. 3), можем также наблюдать модель системы сакрального права. Варрон отталкивался «от комплексной религиозно-правовой конструкции, разработанной римскими жрецами». Всё изложение rerum divinarum состоит из пяти частей, каждая из которых соотве ...

Закон и право. Соотношение понятий «закон» и «право»
Проблема соотношения права и закона возникла практически одновременно с правом. Она ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании. В контексте данной проблемы под «законом» следует ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru