Юриспруденция » Нормы и источники конституционного права

Нормы и источники конституционного права

В общей теории права под правовой нормой понимается санкционированное и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающее на них обязанности.

Это определение применимо в общем виде и для конституционно-правовых норм, которые как и все другие нормы:

исходят от государства;

охраняются его принудительной силой;

являются общеобязательными правилами поведения;

предоставляют участникам общественных отношений юридические права и возлагают на них обязанности.

Конституционно-правовая норма – это общеобязательное правило поведения, санкционированное и охраняемое государством, в целях регулирования общественных отношений, вытекающих из основ:

– государственного (конституционного) строя;

– правового статуса личности;

– государственно-территориального устройства;

– организации и деятельности органов государственной власти;

– организации и деятельности органов местного самоуправления.

Эти общественные отношения осуществляются через права и обязанности их участников и обеспечиваются принудительной силой государства.

Особенности конституционно-правовых норм:

по источникам выражения – основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте – конституции, которая обладает высшей юридической силой по отношению ко всему текущему законодательству;

по содержанию – они направлены на регулирование только основополагающих общественных отношений, складывающихся в сфере основ государственного (конституционного) строя, правового статуса личности; государственно-территориального устройства; организации и деятельности органов государственной власти; организации и деятельности органов местного самоуправления;

по характеру содержащихся в нормах предписаний – они носят учредительный характер, так как именно конституционно-правовые нормы первичны по отношению к нормам других отраслей права; устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок; определяют формы нормативно-правовых актов; порядок их принятия и вступления в силу; порядок формирования, компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.;

по механизму реализации – реализация многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с отношениями общего характера или правовым состоянием (состоянием в гражданстве государства, состоянием субъекта в составе федеративного государства, автономии в составе унитарного государства и т.п.);

по специфическому характеру субъектов, на регулирование отношений между которыми конституционно-правовые нормы направлены – это государство, отдельные территориальные образования в государстве, нация, народ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, юридические лица и т.д.;

по структуре – конституционно-правовые нормы, как правило, не имеют санкции, а только гипотезу и диспозицию;

по видам – среди конституционно-правовых норм большое количество общерегулятивных норм, которые не порождают конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношения – к ним относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи, нормы-цели, программно-целевые нормы и т.д.

Классификация (виды) конституционно-правовых норм:

по содержанию и характеру регулируемых ими отношений:

– материальные – устанавливающие права и обязанности граждан, компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления;

– процессуальные – устанавливающие порядок реализации прав и свобод, компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, гарантии их реализации

2) по объекту правового регулирования

нормы, закрепляющие:

– основы государственного конституционного строя;

– основы правового статуса личности;

– государственно-территориальное устройство;

– основы организации и деятельности органов государственной власти;

– основы организации и деятельности органов местного самоуправления.

3) по степени определенности содержащихся в нормах предписаний:

– императивные – не предусматривающие никаких отступлений от закрепленных в них правил, то есть закрепляющие конкретные предписания;

– диспозитивные – предусматривающие возможность выбора вариантов поведения;

4) по функциональной направленности:

– регулятивные – содержащие четко выраженное правило поведения;

– дефинитивные – устанавливающие основные принципы, категории, понятия, имеющие юридическое значение (нормы-принципы, нормы-задачи и т.д.);

– охранительные – устанавливающие запреты;

5) по сфере применения:

– общие – распространяются на неограниченный круг субъектов правоотношений;

– специальные – регулирующие лишь отдельные виды общественных отношений, то есть устанавливающие, например, статус, компетенцию, полномочия какого-либо органа государственной власти;

– исключительные – издаются в дополнение к общим или специальным нормам, устанавливают те или иные изъятия из общих правил, содержащихся в этих нормах;

6) по юридической силе:

нормы, закрепленные в:

– конституции;

– законах;

– актах органов государственной власти;

– актах органов местного самоуправления

7) по действию во времени:

– постоянные – не указан срок действия нормы;

– временные – содержатся, как правило, в переходных положениях конституций;

– исключительные – вводимые в действие на случай чрезвычайных обстоятельств, приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность их временной правовой регуляции.

8) по территории действия:

– общегосударственные (например, для федеративных государств – федеральные) – действуют на территории всего государства;

– региональные (имеют место, как правило, в федеративных государства) – действуют на территории отдельных субъектов, штатов, земель государства;

– нормы местного действия – действуют на территории муниципального образования, округа.

и некоторые другие виды.

Конституционно-правовой институт – система (совокупность) конституционно-правовых норм, регулирующих однородные, взаимосвязанные общественные отношения, образующие относительно самостоятельную группу.

Например,

конституционно-правовой институт прав и свобод человека и гражданина;

конституционно-правовой институт гражданства;

конституционно-правовой институт Президента и т.д.

Другое по теме:

Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Одним из условий правомерности брака является отсутствие препятствий к его заключению. Перечисленные в комментируемой статье препятствия к заключению брака вытекают из понимания брака как добровольного осознанного союза одного мужчины и одной женщины, направленного на создание полноценной семьи и р ...

Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для ре- шения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидете ...

Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения
При разработке мер профилактического характер в отношении любых преступлений (насильственных и ненасильственных) важнейшим представляется этап, связанный с изучением личности преступника, установлением степени влияния тех или иных индивидуальных личностных качеств на преступное поведение. Ведь, как ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru