Юриспруденция » Нормы и источники конституционного права » Юридические свойства федеральных конституционных законов и федеральных законов: сравнительный анализ

Юридические свойства федеральных конституционных законов и федеральных законов: сравнительный анализ

Страница 2

– статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – ст. 103 (ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года);

– порядок деятельности Правительства Российской Федерации – ст. 114 (ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года);

– судебная система Российской Федерации – ст. 118 (ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года);

– полномочий, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации – ст. 128 (ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года);

– полномочий, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации – ст. 128;

– полномочий, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации – ст. 128 (ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 года);

– полномочий, порядок образования и деятельности иных федеральных судов – ст. 128 (ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года);

– статус и порядок созыва Конституционного Собрания – ст. 135.

Таким образом, после первичного анализа можно сделать вывод, что ФКЗ в Российской Федерации должны регулироваться около 17 положений (правовых институтов). Однако проблема не столь проста, как может показаться на первый взгляд.

Во-первых, хотя с момента принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 года прошло уже более 11 лет, далеко не все выявленные нами положения нашли свое нормативное отражение в ФКЗ. Так, до сих пор остаются не принятыми федеральные конституционные законы об изменении статуса субъекта Российской Федерации, о Верховном Суде Российской Федерации (а с практической и научной точек зрения правильнее было бы принять закон о судах общей юрисдикции), о Конституционном Собрании. По всей видимости, приведенные правовые институты не носят характера первоочередной важности в Российской Федерации, если субъекты права законодательной инициативы и, в частности, Государственная Дума, допускают такие правовые пробелы?!

Во-вторых, нельзя обойти молчанием положение статьи 76 Конституции РФ, в соответствии с которой «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы…». Согласно статьи 71 Конституции РФ к предметам ведения Российской Федерации относятся 18 положений, среди которых принятие и изменение Конституции РФ; законодательный процесс; федеративное устройство и территория России; гражданство России; система и порядок формирования федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; энергетика России; внешняя политика и международные отношения; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; статус государственной границы и т.д. Ни одно из этих положений не нашло своего нормативного закрепления в федеральных конституционных законах.

В-третьих, Конституция РФ неоднократно упоминает термин «федеральный закон», при этом в большинстве статей, говоря о федеральном законе, конституция подразумевает именно федеральный закон (ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 29 и др.), а в некоторых статьях под термином «федеральный закон» необходимо понимать и федеральные и федеральные конституционные законы (например: п. «а» ст. 71, ч. 3 ст. 115, п. «а» ч. 2 ст. 125 и др.). Такая неопределённость терминов создаёт трудности для правоприменителей, поскольку распознать в таких случаях должен применяться тот или иной из них возможно только с помощью толкования норм Конституции РФ. Федеральные законы являются самой многочисленной группой законов в России и принимаются по предметам ведения РФ, а также по предметам совместного ведения РФ и её субъектов. Однако и Федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации, но законодатель далеко не всегда проводит четкую разницу в предметах правового регулирования двух видов законов.

В-четвертых, далека от совершенства и сложившаяся практика принятия и реализации федеральных конституционных и федеральных законов. Так, например, в России действуют два закона, регулирующих однородные общественные отношения – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года. ФЗ «Об основных гарантиях…» является рамочным базовым законом, регулирующим основы реализации конституционного права российских граждан избирать и быть избранным, а также участвовать в референдуме, ему не могут противоречить другие нормативно-правовые акты. По смыслу норм, закрепленных в ФЗ «Об основных гарантиях…» он является некой правовой основой (шаблоном) для ФКЗ «О референдуме РФ». В подобной практике просматривается политический умысел действующих законодателей. С другой стороны, закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 года по статусу является только федеральным, и обладает такой же юридической силой, как и все другие обычные (федеральные) законы, хотя его положения раскрывают и конкретизируют положения главы 9 Конституции «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»?!

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Психология допроса
Допрос в ходе предварительного следствия является наиболее распространенным видом процессуального общения и занимает более четверти рабочего времени в работе следователя. В ходе допроса следователь должен получить сведения о фактической стороне расследуемого события и дать оценку этим сведениям. С ...

Характеристика Русской Правды
Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Русская Правда - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, ...

Повышение эффективности управления государственной собственностью на региональном уровне
Оценка эффективности управления государственной собственностью необходима как государственным органам власти для усовершенствования управленческого процесса, так и для общества, которому она даст возможность контролировать качество деятельности государственных институтов. Государственная собственно ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru