Юриспруденция » Роль римского частного права в истории права » История сакрального права

История сакрального права

Страница 2

Все первоначальные обязательства покоились на клятве, приносившейся богам, согласно которой поклявшийся был обязан что-либо дать или сделать. Эта клятва приносилась в специально установленной форме. Каждому случаю соответствовала определенная формула обязательства. Такая формула называлась nuncupatio. На языке формул можно было разговаривать с богами. Знание этих формул принадлежало жрецам. Без соблюдения формулы обязательство считалось недействительным, а следовательно — сделка незаключенной. Фактически в архаическую эпоху не существовало различия между молитвой богам и юридическим обязательством. Договорные отношения между частными лицами также имели чисто сакральную форму. Царь Нума Помпилий построил храм богини Верности (Fides), в котором римляне могли скреплять религиозной клятвой заключаемые между собой контракты. Клятва также носила название — fides. Жертвенное возлияние во время заключения обязательства называлось — spondeum. Нарушение клятвы или присяги, поскольку клялись богами, первоначально влекло за собой посвящение человека богам. Он объявлялся homo sacer. Такой нарушитель клятвы верности должен был приноситься в жертву тому богу, которого обманул. Позднее, с отменой человеческих жертвоприношений, homo sacer мог быть просто безнаказанно убит любым лицом. Чтобы избежать смерти, нарушитель клятвы отправлялся в изгнание (= непризнание отеческими богами) до тех пор, пока над ним не производился обряд очищения. Этот обряд был связан с освобождением от клятвы — consecratio и производился жрецами-понтификами. Название «санкция» по-видимому, произошло от имени римского бога Санк (Sancus). В классическое время он уже не входил в пантеон крупнейших римских богов, но в архаическое время он был одной из ипостасей могущественного бога Януса. Янус, в классическую эпоху бог входа и выхода, бог дверей, с течением времени отошел на второй план, уступив первенство сначала Сатурну, а затем Юпитеру. В догородскую эпоху Янус, по-видимому, был главным божеством, контролировавшим начала и завершения всех дел мира. Одним из его имен, в состав которого входило понятие верности (fides), было Dius Fidius. Образцом сакрального права было наказание патрона в случае, если он обманет клиента. Он объявлялся посвященным богам, то есть объявлялся вне закона, так как подлежал мщению богов. Весталки, если нарушали обет целомудрия, посвящались подземным богам — живыми их замуровывали в специальном подземном помещении. Обряд заключения брака — confarreatio — имел форму религиозного ритуала. Семейный очаг считался священным, поэтому женщину из чужого коллектива можно было допустить к нему только после совершения имевших магическую форму обрядов. В обряде, который был не только религиозным ритуалом, но и юридическим соглашением между двумя семейными коллективами, принимал участие верховный понтифик и весталки. Общественная земля и скот обычно сдавались в аренду — первоначально аренда заключалась на один год. Арендный договор заключался в начале марта, когда начинался римский год. Его заключение было связано с особым религиозным ритуалом. Понтифики обращались к богу с мольбой о процветании достояния римлян. В сакральной клятве они обещали за это обильные жертвоприношения. Затем фиксировался сам арендный договор, в состав которого входило назначение специальных лиц для кормления зерном священных гусей Юноны и окрашивания статуи Юпитера красной охрой. Зерно символизировало арендную плату, а красная краска — кровь жертв Юпитеру. В конце года в праздник Сатурналии (17—23 декабря) в казну-эрарий, которая находилась в храме Сатурна, вносился налог — арендная плата в размере 1∕10 части урожая и приплода скота. Эта десятина (decima) было формой жертвоприношения богам. Первоначально выплата частных долгов осуществлялась римлянами в ноябре. Несостоятельный должник, нарушивший свое обязательство, во время декабрьских Сатурналий приносился в жертву на алтаре Сатурна. Позднее его жертвоприношение было заменено продажей в рабство. Сатурн — древнейшее божество Лация, требовавшее человеческих жертвоприношений. Во время праздника человеческие жертвы символизировали посланцев каждого гентильного коллектива к Сатурну. По преданию, Геркулес заменил человеческие жертвы принесением Сатурну восковых свечей, которые символизировали души римлян. Искупительная жертва осталась одна: на время праздника избирался царь Сатурналий, который в конце праздничной недели ритуально убивался.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Государственная региональная политика
Государственная региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития. Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородност ...

Правовая природа деятельности арбитражного управляющего
Согласно ст.20 ФЗ, арбитражным управляющим может быть лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Это обязательное условие для осуществления деятельности арбитражного управляющего дает основание предположить, что данный вид деятельности законодатель относит к разряду предпр ...

Специалист в гражданском судопроизводстве
Специалист как самостоятельная процессуальная фигура не был поименован в ГПК РСФСР. Однако анализ ряда норм ГПК РСФСР позволял выявить этот источник специальных знаний. Статья 260 ГПК РСФСР, которая регламентировала назначение экспертизы для определения психического состояния гражданина, содержала ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru