В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования.
Под предметом правового регулированияследует понимать сферу качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права.
Он является основным критерием, так как общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующие правовые формы.
Например, трудовые отношения – это предмет регулирова ния трудового права. Предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, так как: – составляющие его общественные отношения весьма разнообразны; – одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами. Поэтому вспомогательным критерием выделения отраслей права служит метод правового регулирования.
Под методом правового регулированияпонимают совокупность юридических средств, способов, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Принято выделять следующие основные методы правового регулирования: – императивный– способ (метод) властного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; – диспозитивный
– метод равноправия сторон, основанный на дозволениях, т.е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения; – поощрительный
– метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение; – рекомендательный
– метод совета по осуществлению конкретного желательного для общества поведения. Способы правового регулирования определяются характером предписаний, зафиксированных в нормах права, управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение предоставляет возможность альтернативного поведения, обязывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т.е. пассивность, предусмотренную законом.
Проблемы реформирования системы государственного
управления в США и Великобритании
Реформы, прошедшие в Великобритании и США в 80-х - 90-х годах обнажили кажущуюся непримиримой дихотомию, которая всегда латентно присутствовала в современных системах государственного управления. А именно: согласовать требования законности и результата, основных конституционных прав и эффективности ...
Основные проблемы в развитии паралимпийского
спорта
Существующая нормативная правовая база не решает в должной мере проблемы паралимпийского спорта. Спортивные традиции, экономический, научный и кадровый потенциал используются в этих целях недостаточно. Основными причинами сдерживающими развитие паралимпийского спорта среди инвалидов являются: малоч ...
Институт воеводства в годы царствования Михаила Фёдоровича
Избрание Михаила на московский престол не было вызвано его внутренними положительными свойствами. Его едва ли готовили к этому, пока воспитывали, о них едва ли что-нибудь знали, когда его избирали, а после - личная инициатива и воля, если бы и были, подавлялись в нем властными характерами матери, п ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.