Юриспруденция » Роль римского частного права в истории права » История сакрального права

История сакрального права

Страница 1

Святость — это атрибут Божества и Божественного. Святое — это обладающее Божественными качествами или уникальными благодатными свойствами, близкое или посвященное Богу, отмеченное Божественным присутствием. В православном христианстве святость — это онтологическая характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленности, для людей — восстановление Образа Божия, обожание.

Священное обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение предмета, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отдаленность от мирского, необходимость особого к нему отношения.

В отличие от обоих предыдущих понятий, Сакральное появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество, первоначальные верования и мифологию. Сакральное — это калька с английского sacral, появившаяся в русском языке относительно недавно. Сакральное — это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним.

Древние люди мыслили себя частью существующего мира — космоса, природы, а космическими или природными законами управляли боги. Поэтому религия и религиозные нормы играли большую роль в эпоху архаики. Первоначальное, естественно выработанное поколениями людей право мыслилось ими как право божественное — священное, оно было тесно связано с религиозными ритуалами, вплетенными в повседневную жизнь. Лишь образование более крупных коллективов, чем родовая или соседская община, повело к образованию светского права, устанавливавшегося народом. В римской истории считалось, что разделение на право божественное (ius divinum) и право человеческое (ius humanum) произошло после Ромула, то есть с момента основания города. Естественно, что первоначально и долгое время человеческое право не было свободно от влияния божественного. Поэтому оно носило название священного или сакрального права (ius sacrum).

В архаическом Риме всякое договорное отношение сопровождалось ритуалом умилостивительных жертвоприношений и сакральных клятв. Первоначальные договоры делились на две группы: 1) обязательства общины, представлявшего ее должностного лица или частного человека непосредственно с богом; 2) обязательства между частными лицами, сопровождавшиеся сакральными клятвами. Римляне согласовывали с волей божества всякое общественное или частное мероприятие, будь то военный поход, сражение, строительство здания или покупка земли, арендный договор или судебное разбирательство. При этом они давали обет богу в случае удачного завершения предприятия поделиться долей дохода с божеством. Обет-обязательство давали либо в устной, либо в письменной форме — на вотивных табличках. В таких условиях особую роль в обществе выполняли жрецы, как толкователи воли богов. По представлениям древних именно жрецы имели исключительное право на заключение обязательства с богом, а следовательно, право регулировать общественную жизнь общины, руководствуясь божественным правом — то есть правом, предоставленным самими богами.

В качестве хранителей права жрецы объединялись в коллегии:

1. Понтифики ведали календарем, судопроизводством, частным правом. Эта коллегия считалась наиболее могущественной в силу того, что понтифики были связаны со всей совокупностью римских богов. Фактически они осуществляли контроль за частной жизнью римлян.

2. Авгуры как гадатели по полету птиц (ауспиции) были тесно связаны с должностными лицами и публичным правом.

3. Гаруспики, этрусского происхождения, были жрецами, гадавшими по печени жертвенных животных.

4. Фециалы ведали отношениями с соседями, то есть международным правом. Они хранили формулы заключения межобщинных договоров, объявления войны и заключения мира.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Общая характеристика данных преступлений в современном российском уголовном праве
В данное время уголовно-правовая охрана нравственности осуществляется нормами различных разделов и глав Особенной части Уголовного кодекса РФ - о преступлениях против личности, экономических преступлениях и т.д. Однако задачей этих норм является обеспечение неприкосновенности нравственности отдельн ...

Понятие и сфера применения
По договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование здание или сооружение (п. 1 ст. 650 ГК). В отличие от ранее рассмотренных договоров проката и аренды (фрахтования на время) транспортного сре ...

Пожизненное лишение свободы
В действующем уголовном законодательстве в качестве самостоятельного вида наказания выделяется пожизненное лишение свободы (п. «м» ст. 44 и ст. 57 УК РФ). Пожизненное лишение свободы так же, как и лишение свободы на определенный срок, заключается в изоляции осужденного от общества в специальном учр ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru