Автор инициативы, если он не является членом ответственной комиссии, имеет право принять участие в заседании комиссии с правом совещательного голоса (ч. 4 ст. 109 Закона о Союзном собрании, ст. 25,26 Регламента Национального собрания, ст. 21, 22 Регламента Совета кантонов).
Как отмечает А.-В. Пойтри, еще тридцать лет назад Союзное собрание было основным источником законодательных инициатив. Сегодня можно смело утверждать, что парламент утратил значительную часть своих преференций по инициированию, которые перешли Союзному совету и Союзной администрации. Если в начале 1970-х гг. Союзное собрание инициировало 46 % законопроектов, то в конце 1990-х гг. эта цифра уменьшилась до 26 %. И наоборот, доля участия Союзного совета увеличилась с 26 % до 41 %. На сегодняшний день этот разрыв сохраняется. По нашему мнению, этот результат соответствует сложившейся мировой тенденции увеличения влияния исполнительной власти.
Разработка законопроектов может быть возложена как на Союзный совет, так и на парламентские комиссии. Чаще всего предварительные законопроекты разрабатываются в Союзном совете. Тем не менее нередки случаи, когда законопроекты разрабатываются в комиссиях Союзного собрания. При этом, в первом случае, проект вносится в парламент Союзным советом (ст. 181 СК), а в другом - компетентной парламентской комиссией. Однако в обеих ситуациях большое значение имеет процесс консультаций.
1) Разработка через Союзный совет
Предварительный текст законопроекта Союзный совет поручает разработать Союзной администрации. В помощь администрации зачастую создаются экспертные комиссии, состоящие из специалистов, обладающих необходимой компетенцией. Также при разработке важных законопроектов проводятся опросы, в которых принимают участие представители кантонов, партий и заинтересованных организаций. На основе критики и поступивших предложений в предварительный текст вносятся изменения.
2) Разработка через парламентскую комиссию
При инициировании законодательного процесса парламентом или кантонами разработка законопроекта возлагается на ответственную комиссию (ст. 111 и 117 Закона о Союзном собрании). Для получения необходимой информации комиссия может привлекать компетентные департаменты (ч. 1 ст. 112 Закона о Союзном собрании). В ходе консультаций комиссия направляет предварительный текст законопроекта в комплекте с пояснительным письмом в соответствии с Законом о процессе консультаций. Одновременно с передачей подготовленного текста законопроекта и отчета, составленного по инициативе, в соответствующую палату парламента комиссия также направляет их копии Союзному совету для дачи оценки названным документам. Если Союзный совет ходатайствует о внесении изменений, то ответственная комиссия обязана принять решение по этим изменениям до передачи проекта закона на первое обсуждение (ч. 4 ст. 112 Закона о Союзном собрании). Кроме того, комиссия направляет законопроект в партийные фракции для выработки ими своей позиции по нему до его вынесения на пленарное обсуждение. Предварительный текст также становится предметом консультаций (in die Vernehmlassung), целью которых служит формирование и учет мнения кантонов, политических партий и других заинтересованных сторон относительно поднятого вопроса.
Следует учитывать, что в том случае, если инициативе дается ход, ответственная комиссия совета, в который подавалась инициатива, в течение двух лет обязана разработать законопроект (ч. 1 ст. 111 Закона о Союзном собрании). Если комиссия не подготовит проект в течение двух лет, то совет решает по предложению комиссии или Бюро палаты, продлевать ли срок или списывать инициативу (ч. 1 ст. 113 Закона о Союзном собрании).
Достигнув парламентской стадии, законопроект рассматривается в каждой из палат. В системе симметричного бикамерализма способность парламента принимать решения зависит прежде всего от способности обеих палат достигать компромисса. Учитывая расхождения в составе двух палат, способность приходить к компромиссным решениям на удивление остается традиционно высокой: до 1980-х. гг. не менее 90 % законопроектов были приняты максимум после двух обсуждений в каждой палате. Результаты последних исследований показывают еще большее сближение между палатами.
Регламенты палат предусматривают рассмотрение законопроектов в трех чтениях. В первом чтении происходит оценка законопроекта, смысла его принятия. Во втором чтении происходит детальное постатейное обсуждение и голосование. В третьем чтении обсуждаются принципиальные вопросы и поправки, после чего происходит заключительное голосование.
Конституционно-правовая природа и содержание принципа транспарентности в
деятельности судебных органов
Одним из важнейших основополагающих начал организации и деятельности судебной власти является принцип транспарентности (термин «транспарентность» происходит от английского слова «transparent» - прозрачный, открытость, гласность). Традиционно этот принцип называют определяющим в организации процесса ...
Понятие и сущность лишения свободы как уголовного наказания
В пп. «л» и «м» ст. 44 УК РФ в перечне в качестве самостоятельных видов наказаний выделены соответственно: лишение свободы на определенный срок пожизненное лишение свободы. По действующему уголовному законодательству РФ лишение свободы может по приговору суда назначаться на определенный срок (ст. 5 ...
Объекты возникновения пожара
Наиболее часто пожары возникали на следующих объектах города: · Здания производ. назнач. · Энэрг. систем. (ТЭЦ, ГЭС) · Предприятия торговли · Учебные заведения · Детские учреждения · Культурно-зрел. заведения · Леч-проф. учреждения · Админ. общ. здания · С/х объекты · В т. ч. животновод. фермы · Ст ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.