Важно проанализировать положение пунктом 4 статьи 146 УПК Российской Федерации, в соответствии с которым к постановлению о возбуждении уголовного дела, направляемому прокурору, прилагаются соответствующие протоколы и постановления в случае проведения до этого осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы, с позиции возможности проведения этих следственных действий до возбуждения уголовного дела.
По рассматриваемым преступлениям расширения законодателем круга следственных действий, которые допускается проводить до возбуждения уголовного дела, недостаточно. В связи с этим, учитывая специфику НДСХ с участием несовершеннолетних, предлагается дополнить перечень таких следственных действий:
а) производством допроса несовершеннолетнего потерпевшего, что позволит избежать углубления психологической травмы последнего и искажения его показаний об обстоятельствах совершенного преступления при последующих следственных действиях с его участием; необходимо предусмотреть участие в допросе психолога вместо педагога по правилам, предусмотренным для участия последнего;
б) производством судебной медицинской экспертизы для установления возраста, что имеет большую значимость для законности принятия решений на стадии возбуждения уголовного дела и соблюдения прав исследуемых лиц;
в) освидетельствованием с конкретизацией статьи 179 14 УПК РФ;
г) судебно-медицинской наркологической экспертизой, производство которой позволит достаточно точно и своевременно определить состояние опьянения несовершеннолетнего для оценки беспомощного состояния и влияния его на характер и степень преступных действий;
д) получением образцов для сравнительного исследования, что позволит избежать утраты следов биологического происхождения по рассматриваемой категории преступлений;
е) производством биологической экспертизы, что обеспечит своевременное исследование изъятых образцов.
Рассмотрена проблема процессуального статуса лица, задерживаемого за совершение общественно опасного деяния, при разрешении которой возникают вопросы, связанные с защитой прав такого лица. Наиболее целесообразно при этом ввести самостоятельного участника «задержанный», который не должен рассматриваться как «подозреваемый». Задержанный имеет данный статус с момента фактического задержания при наличии предполагаемых данных о возможной причастности к совершению преступления в связи с тем, что он задержан на месте совершения преступления или сразу после этого.
Подозреваемым должно выступать лицо, в отношении которого имеется совокупность достаточных доказательств, свидетельствующих о его предполагаемой причастности к совершению преступления. Каждому из них должен соответствовать свой объем прав и обязанностей, причем право на защиту должно обеспечиваться с момента реального ограничения свободы передвижения. Особенностью задержания несовершеннолетних является незамедлительное извещение его законных представителей. Задержание несовершеннолетнего вызывает у него нервное напряжение, психологический стресс, поэтому, учитывая конкретные обстоятельства совершенного деяния и личность несовершеннолетнего, следователь может принять решение о необходимости приглашения для беседы с задержанным специалиста в области детской и юношеской психологии.
Правосознание: понятие, структура, формы
В начале 90-х годов Россия встала на путь демократизации и гуманизации, приоритета прав и свобод человека, соблюдения международных стандартов, что обусловило целый ряд реформ, которые затронули практически все сферы жизни, реструктуризируя органы государственной власти и правовые институты. Продол ...
Омбудсмен как институт защиты прав и свобод человека
Для защиты прав и свобод человека и гражданина в различных странах учреждают институт омбудсмена. Приоритет в формировании подобного института принадлежит Швеции, где должность омбудсмена была учреждена в начале XIX в. (в 1809 г.). Причем прообразом института омбудсмена считается специальный короле ...
История возникновения Европейского суда по правам человека, его компетенция
и структура
Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюде ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.