Важно проанализировать положение пунктом 4 статьи 146 УПК Российской Федерации, в соответствии с которым к постановлению о возбуждении уголовного дела, направляемому прокурору, прилагаются соответствующие протоколы и постановления в случае проведения до этого осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы, с позиции возможности проведения этих следственных действий до возбуждения уголовного дела.
По рассматриваемым преступлениям расширения законодателем круга следственных действий, которые допускается проводить до возбуждения уголовного дела, недостаточно. В связи с этим, учитывая специфику НДСХ с участием несовершеннолетних, предлагается дополнить перечень таких следственных действий:
а) производством допроса несовершеннолетнего потерпевшего, что позволит избежать углубления психологической травмы последнего и искажения его показаний об обстоятельствах совершенного преступления при последующих следственных действиях с его участием; необходимо предусмотреть участие в допросе психолога вместо педагога по правилам, предусмотренным для участия последнего;
б) производством судебной медицинской экспертизы для установления возраста, что имеет большую значимость для законности принятия решений на стадии возбуждения уголовного дела и соблюдения прав исследуемых лиц;
в) освидетельствованием с конкретизацией статьи 179 14 УПК РФ;
г) судебно-медицинской наркологической экспертизой, производство которой позволит достаточно точно и своевременно определить состояние опьянения несовершеннолетнего для оценки беспомощного состояния и влияния его на характер и степень преступных действий;
д) получением образцов для сравнительного исследования, что позволит избежать утраты следов биологического происхождения по рассматриваемой категории преступлений;
е) производством биологической экспертизы, что обеспечит своевременное исследование изъятых образцов.
Рассмотрена проблема процессуального статуса лица, задерживаемого за совершение общественно опасного деяния, при разрешении которой возникают вопросы, связанные с защитой прав такого лица. Наиболее целесообразно при этом ввести самостоятельного участника «задержанный», который не должен рассматриваться как «подозреваемый». Задержанный имеет данный статус с момента фактического задержания при наличии предполагаемых данных о возможной причастности к совершению преступления в связи с тем, что он задержан на месте совершения преступления или сразу после этого.
Подозреваемым должно выступать лицо, в отношении которого имеется совокупность достаточных доказательств, свидетельствующих о его предполагаемой причастности к совершению преступления. Каждому из них должен соответствовать свой объем прав и обязанностей, причем право на защиту должно обеспечиваться с момента реального ограничения свободы передвижения. Особенностью задержания несовершеннолетних является незамедлительное извещение его законных представителей. Задержание несовершеннолетнего вызывает у него нервное напряжение, психологический стресс, поэтому, учитывая конкретные обстоятельства совершенного деяния и личность несовершеннолетнего, следователь может принять решение о необходимости приглашения для беседы с задержанным специалиста в области детской и юношеской психологии.
Пожизненное лишение свободы
В действующем уголовном законодательстве в качестве самостоятельного вида наказания выделяется пожизненное лишение свободы (п. «м» ст. 44 и ст. 57 УК РФ). Пожизненное лишение свободы так же, как и лишение свободы на определенный срок, заключается в изоляции осужденного от общества в специальном учр ...
Изменения вида ИУ в сторону расширения правового
статуса
Пункт 2 ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает: "Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания: из тюрьмы в исправительную колонию - по отбытии осужденным в тюрьме не менее половины срока, назначенного по ...
Понятие конституционно-правовых
отношений
Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст.117 ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.