Юриспруденция » Теоретические и правовые аспекты законодательного процесса в Российской Федерации » Стадии законодательного процесса

Стадии законодательного процесса

Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового результата. В зависимости от характера этих действий и получаемого результата одна стадия отграничивается от другой. Стадии выполняются в установленной процессуальными нормами последовательности, сменяя друг друга. Тем самым обеспечивается логическое развитие процесса, создаются условия для постепенного поэтапного решения стоящих перед ним задач. Каждая отдельно взятая стадия, осуществляемая в определенных временных границах, представляет собой законченный этап законодательной деятельности и характеризуется относительной самостоятельностью и специфической целенаправленностью.

Иными словами, стадии законодательного процесса представляют собой совокупность процедур, которые образуют относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу.

Существуют различные мнения относительно количества стадий законодательного процесса и соответственно объединения тех или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон. Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обсуждение и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия). У других юристов встречается шесть стадий: прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу.

Известные ученые-юристы Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин в учебнике "Конституционное право России" выделяют семь стадий законодательного процесса, которые именуют следующим образом: право законодательной инициативы; предварительное рассмотрение законопроектов; рассмотрение законопроектов в Государственной Думе; принятие закона; рассмотрение и одобрение законов Советом Федерации; особая стадия законодательного процесса - преодоление разногласий между палатами Федерального Собрания; завершающая стадия - подписание и обнародование закона.

На основе положений Конституции Российской Федерации, а также, исходя из приведенного в первой главе понятия законодательного процесса, можно выделить четыре стадии законодательного процесса в Российской Федерации:

1) законодательная инициатива (внесение законопроекта или законодательного предложения);

2) обсуждение законопроекта;

3) принятие и утверждение закона;

4) обнародование принятого закона.

Другое по теме:

Понятие, функции и роль судебной власти
Современная российская государственность, восприняв мировой опыт развития общественных отношений, пошла по пути организации и функционирования государственной власти на основе принципа разделения властей как общепризнанного постулата построения правового демократического государства. Об этом свидет ...

Международная правосубъектность государства
Понятие гос-ва в межд праве. Суверенное гос-во явл основным субъектом межд права. В межд-прав литературе издавна используется понятие гос-ва, представляющее единство трех элементов - суверенной власти, населения, территории. Гос-во - необходимая форма организации населения для участия в межд сообще ...

Субъекты законодательного процесса
К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д. Необходимо разли ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru