Юриспруденция » Процессуальные особенности рассмотрения судом дел о защите прав потребителей » Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Понятие защиты прав потребителей. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

Страница 1

Защита прав потребителей — это современное понятие, имеющее глубокие исторические корни. Содержание этого понятия доносится к нам из глубины тысячелетий. Так, нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Ветхом Завете в Третьей книге Моисея «Левит» начертано: «Не делай неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные…». Пятая книга Моисея «Второзаконие» определяет: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… Гиря у тебя должна быть точная и правильная…» Книга Притчей Соломоновых гласит: «Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом».

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

Отметим, что национальное общественное движение в защиту прав и интересов потребителей в Республике Беларусь имеет свои этапы развития.

Начало первого этапа национального движения можно определить серединой 80-х гг. Это был период формирования общественного движения потребителей, развития сознания, что потребитель является главным действующим лицом на потребительском рынке, лицом, для удовлетворения запросов которого должны работать предприятия товаропроизводства, торговли и сферы различных видов услуг.

Особенностью первого этапа является то, что в ходе перестройки, проводившейся в бывшем СССР, здравый смысл стал возобладать над идеологическими стереотипами, сложившимися за долгие годы в СССР, где действовала монополизация государством всех правозащитных функций, в том числе и в сфере защиты прав потребителей.

Второй этап — это период 1991—1994 гг., когда произошло разделение республик бывшего СССР на независимые государства. Общественное потребительское движение получило сильную правовую поддержку после выхода Закона СССР «О защите прав потребителей», который начал действовать с 1 января 1992 г., когда государства СССР как такового уже не существовало. Однако законодательство СССР, не противоречащее законодательству независимых государств, действовало в Республике Беларусь до принятия аналогичного Закона.

Важным вкладом в становление и развитие национального общественного движения в защиту прав потребителей явилось принятие Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», вступившего в законную силу с 1 января 1994 г. С этого момента начался третий этап развития национального потребительского движения в Беларуси на основе законодательства по защите прав потребителей и создания многочисленной сети национальных организаций по защите прав потребителей.

По мнению автора, с принятием Закона «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г. № 90-З можно говорить о четвертом этапе на пути эволюции норм в области защиты прав потребителей и формирования нового, отличающегося от ранее действующего, законодательства о защите прав потребителей, которое является динамично развивающейся областью общественных отношений и постоянно совершенствуется.

Более того, следует отметить, что Закон «О защите прав потребителей» — один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, практически не действовали. Поэтому, как уже упоминалось выше, началом перестройки общества явилось ориентация экономики на нужды потребителя, что в свою очередь требовало максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

История возникновения Европейского суда по правам человека, его компетенция и структура
Вступившая в силу 3 сентября 1953 года Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюде ...

Задачи, функции и полномочия Главного управления материальных ресурсов Челябинской области
Главное управление материальных ресурсов Челябинской области создано (ГУМР Челябинской области) в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области в 2000 году в целях экономного, рационального использования бюджетных средств, направляемых на закупки продукции для государственных нужд Ч ...

Понятие правопорядка, его соотношения с законами и законность
В отечественной юридической литературе существуют разные подходы к пониманию и определению понятия "правопорядок". Некоторые из этих подходов могут быть обозначены как концепции. Так, можно указать на следующие концепции. 1. Концепция "правопорядок - система правоотношений". Это ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru