Юриспруденция » Злоупотребление правом в нормах законодательства Республики Казахстан » Сущность правового института недопустимости злоупотребления правом

Сущность правового института недопустимости злоупотребления правом

Страница 3

Однако опасения такого рода нельзя было признать убедительными, так как они по существу исходили из неправильной оценки социального значения и социальной природы принципа недопустимости злоупотребления правом в социалистическом обществе и в значительной мере представляли собой лишь справедливую отрицательную реакцию на каучуковое буржуазное законодательство, отдающее решение вопроса о злоупотреблении правом на усмотрение и произвол судейских представителей класса буржуазии.

Поэтому эта позиция не получила поддержки в литературе и в законодательстве. В период подготовки нового гражданского законодательства неоднократно вносились предложения о закреплении в законодательстве принципа недопустимости злоупотребления правом, а основы гражданского законодательства и гражданские кодексы республик четко регламентировали не только сам принцип, но и отдельные случаи злоупотребления правом, поставив тем самым борьбу со злоупотреблением правом на более широкую правовую основу. При этом важно отметить особенную четкость регламентации подобного рода случаев, что несомненно способствовало дальнейшему укреплению принципа социалистической законности в сфере гражданско-правовых отношений.

Такое отношение законодателя к случаям злоупотребления правом не случайно. Оно обусловлено как самой природой права, так и тем социальным назначением, которое приобретает борьба со злоупотреблением правом в социалистическом обществе.

Регламентация законом принципа недопустимости злоупотребления правом обусловлена самой социальной природой субъективного права. Всякое субъективное право представляло собой социальную ценность лишь постольку, поскольку его можно реализовать, т.е. воспользоваться предоставляемыми данным субъективным правом возможностями для удовлетворения материальных и культурных потребностей управомоченного лица. Предоставляя гражданам и организациям определенные субъективные права, советское гражданское законодательство предоставляло управомоченному субъекту также и необходимую свободу поведения, обеспечивающую превращение этих возможностей в действительность, устанавливало правовые гарантии осуществления этих прав.

Однако как само субъективное право по своему содержанию, так и та свобода, которая гарантировалась законом в целях реального осуществления права управомоченным лицом, не могли быть безграничными. Всякое субъективное право, будучи мерой возможного поведения управомоченного лица, имеет определенные границы как по своему содержанию, так и по характеру его осуществления. Границы эти могут быть большими или меньшими, но они существуют всегда. Границы есть неотъемлемое свойство всякого субъективного права, ибо при отсутствии таких границ право превращается в свою противоположность - в произвол и тем самым вообще перестает быть правом.

Закрепление в законе принципа недопустимости злоупотребления гражданскими правами в социалистическом обществе явилось необходимым дополнением правовых гарантий реальности и осуществимости субъективных гражданских прав, своеобразной формой правового обеспечения правильного сочетания общественных и личных интересов в социалистическом обществе. Из этого следует, что проблема борьбы со злоупотреблением правом в социалистическом обществе есть лишь одна из сторон более общей проблемы - проблемы обеспечения реальности и гарантированности прав граждан и организаций в социалистическом обществе.

Этим в свою очередь определялся и характер правового регулирования злоупотребления правом в советском гражданском праве. В самом деле, если законодательное закрепление недопустимости злоупотребления правом есть одна из правовых форм гарантии реальности прав и интересов граждан и организаций, одна из форм защиты интересов всего общества от лиц, допускающих неправильное использование своего права, то очевидно, что борьба со злоупотреблением правом должна быть тем шире и полнее, чем полнее и шире демократия, чем реальнее общество обеспечивает права своих сограждан.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Назначение губернатора президентом как конфликт «Центр-Регионы»
Анализ на примере Волгоградской области. В 2004 г. Владимир Путин подписал закон об утверждении глав субъектов РФ региональными парламентами по представлению президента РФ. Этот документ вступит в силу с момента официального опубликования в "Российской газете". Пакет поправок в федеральны ...

Понятие и конституционные принципы правового статуса человека и гражданина
В Конституции Республики Казахстан институт прав и свобод человека является ведущим правовым институтом. Этому соответствует не только месторасположение в ней раздела о правовом статусе человека и гражданина, но и провозглашение прямого действия Конституции, о чем мы уже сказали. Конституция исходи ...

Структура государственного управления Республики Беларусь
Наиболее четко рассмотреть особенности структуры государственного управления РБ можно при помощи схемы. Рассмотрим основные особенности оптимизации органов государственного управления, принятые в нормативных документах (указах президента) Республики Беларусь. В целях оптимизации системы республикан ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru