Принцип недопустимости злоупотребления правом был закреплен в ст. 5 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. Его суть сводилась к тому, что права должны осуществляться в соответствии с их назначением, в противном случае они не охраняются законом. Однако в период действия ГК РСФСР этот принцип практически не применялся и в большей степени был предметом внимания ученых, а не правоприменительных органов. Интерес к нему возник в 1990-е годы в связи с резкими изменениями общественных отношений, за которыми право объективно не успевало. И это не случайно, поскольку в данном случае проявилось основное значение принципа недопустимости злоупотребления правом.
Жизнь настолько многообразна, что ни один законодатель по объективным причинам не в состоянии прямо установить пределы проявления интересов для всех случаев, возникающих в практической действительности. Поэтому важнейшее значение принципа недопустимости злоупотребления правом заключается в том, что он создает для правоприменительных органов возможность реагировать на конкретные действия определенных лиц, если выявлено, что они нарушают охраняемые правом интересы, как частные, так и публичные, но закон не предусматривает специальной ответственности за такие действия. Названный принцип позволяет подтвердить их неправомерность, вытекающую из общего смысла законодательства, через акты применения (индивидуальные предписания) или интерпретационные акты (закрепляющие результаты толкования права) [16, с.84].
При этом следует особо подчеркнуть, что потребность в применении принципа недопустимости злоупотребления правом возникает при необходимости реагировать на действия, не подпадающие под прямо установленную ответственность, но нарушающие охраняемые правом интересы других лиц. Если же ответственность за такие действия в законодательстве предусмотрена, то их дополнительная квалификация в качестве злоупотребления правом лишена всякого смысла.
Вопрос о злоупотреблении правом может возникнуть при нарушении как частных, так и публичных интересов во всех сферах правового регулирования. Это свидетельствует о том, что принцип недопустимости злоупотребления правом является общеправовым, что подтверждается тем, что данный принцип находит выражение как в Конституции РК, так и в нормах международного права.
Однако при применении принципа недопустимости злоупотребления правом возникает целый ряд проблем. По многим из них правоприменительная практика так и не выработала единого подхода. К сожалению, в последнее время в результате массированной «модернизации» казахстанского права к уже существующим проблемам добавились новые.
Недопустимость злоупотребления правом, как и любой другой правовой принцип, выражается в системе правовых норм. В общем виде недопустимость злоупотребления правом установлена в Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц [17].
Имевшиеся до наступления периода советского права в истории казахстанского правоведения положения, проекты, решения судов и исследования ученых послужили хорошей основой для развития современного понимания злоупотребления субъективными гражданскими правами (злоупотребления правом).
На основе анализа исторического развития института запрета злоупотребления гражданскими правами можно сделать вывод, что злоупотребление правом признается неправомерной реализацией права и влечет определенные неблагоприятные последствия для лица, допустившего его в своих действиях. Такими последствиями являются налагаемая в судебном порядке обязанность возмещения причиненного другому лицу ущерба, отказ в защите принадлежащего лицу права, а в определенных случаях и лишение лица права, которое использовалось во вред другому.
История развития законодательства об альтернативной гражданской службе
Анализ исторической практики развития правового института альтернативной гражданской службы, выявление его основных направлений и противоречий, осмысление положительных и отрицательных сторон представляет собой огромный интерес для строительства современной системы альтернативной гражданской службы ...
Разработка, принятие и изменение конституции зарубежных стран
Новая конституция обычно принимается при возникновении нового государства, смене политических режимов, при существенных изменениях в общественном строе, если текст старой конституции нельзя привести в соответствии с ним путем принятия поправок. Во многих развивающихся странах принятие новых констит ...
Федеральная антимонопольная служба России
Непосредственная реализация государственной политики по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках производится федеральным антимонопольным органом, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России) являетс ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.