Юриспруденция » Суд присяжных в России: прошлое и настоящее » Сравнительная характеристика суда присяжных Российской Империи и суда присяжных Российской Федерации

Сравнительная характеристика суда присяжных Российской Империи и суда присяжных Российской Федерации

Страница 3

В XIX веке на основании общих списков составлялись очередные. Их составляли вышеуказанные комиссии под председательством уездных предводителей дворянства и при участии одного из мировых судей уездного города. Законом от 28 апреля 1887 года состав комиссии был изменен. В нее вошли под председательством уездного предводителя дворянства председатель съезда мировых судей, участковые мировые судьи, уездный исправник и полицмейстер, председатель уездной земской управы, городской глава, товарищ прокурора окружного суда, мировые посредники. Комиссии должны были отбирать для включения в очередные списки только таких лиц, которые по своим нравственным качествам способны исполнять обязанности присяжных. Жалобы на постановления комиссии не допускались, за исключением призыва к исполнению обязанностей присяжного заседателя чаще 1 раза в год.

На основании действующего законодательства граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

В XIX веке за две недели до наступления каждого периода заседаний с участием присяжных список дел, подлежащих разрешению с их участием, публиковался в местных губернских ведомостях. За три дня до открытия заседания каждому подсудимому сообщался именной состав судей, прокурора, присяжных. Подсудимые и потерпевший наделялись правом отвода судей, прокурора, секретаря судебного заседания. Отвод представлялся в письменном виде или устно не менее чем за день до открытия судебного заседания.

На основании современного законодательства стороны имеют право заявить мотивированный отвод присяжному заседателю, а также подсудимый или его защитник, государственный обвинитель имеют право на немотивированный отвод присяжного заседателя, который может быть заявлен каждым из участников дважды.

В XIX веке вызову в суд для разбирательства одного дела подлежали не менее 30 человек. Перед началом слушания председатель приводился в известность относительно явки присяжных заседателей. Законными причинами для неявки в суд присяжных являлись:

1) лишение свободы;

2) прекращение сообщений во время заразы, стихийных бедствий;

3) болезнь, лишающая возможности отлучиться из дому;

4) смерть близких родственников или же тяжкая, грозящая смертью их болезнь;

5) неполучение или несвоевременное получение повестки позже, чем за неделю до открытия судебного заседания;

6) командировка или особое поручение по службе;

7) внезапные по хозяйству, торговле, промышленности случаи, в которых отсутствие хозяина может привести к неизбежному разорению.

За неявку в суд без уважительной причины налагалось денежное взыскание: в первый раз от 10 до 100 рублей, во второй раз от 20 до 200 рублей, в третий раз от 30 до 300 рублей, а также по судебному приговору лишение права участвовать в выборах и быть избираемым в должности, требующей общественного доверия.

Стороны могли отвести по 6 присяжных безмотивно, затем жребием до 12 основных и 2 запасных, которые приводились председателем к присяге. В 1884 году число присяжных заседателей, которых стороны могли отводить без объяснения причин, сократили до трех.

На основании современного законодательства, если в судебное заседание явилось менее двадцати кандидатов в присяжные заседатели, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове в суд кандидатов в присяжные заседатели. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.

Устав уголовного судопроизводства предоставлял присяжным, участвующим в разбирательстве дела, достаточно широкие права:

1) право на осмотр следов преступления, поличного и других вещественных доказательств;

2) право на предложение через председателя допрашиваемым лицам вопросов;

3) право просить председателя разъяснить им содержание прочитанных доказательств, признаки, коими в законе определяется преступление, вообще все для них непонятное;

4) право делать во время судебного заседания письменные заметки.

На основе современного законодательства присяжные, в том числе и запасные, в праве:

1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

На основании законодательства XIX века присяжные не должны были отлучаться из зала судебного заседания входить в сношения с лицами, не принадлежащими к составу суда, не получив на то разрешение председателя, а также собирать какие-либо сведения вне судебного заседания. За нарушение указанной обязанности налагался штраф от 10 до 100 рублей, сам присяжный устранялся от дальнейшего рассмотрения дела, если же вследствие этого произошла задержка в судебном заседании, то плата всех издержек, связанных с ней, возлагалась на присяжного.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Понятие индивидуальных трудовых споров, причины и условия их возникновения. Принципы рассмотрения индивидуальных трудовых споров
Статьей 37 Конституции РФ признается право каждого гражданина на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральными законами способов их разрешения, включая право на забастовку. По определению Трудового кодекса (статья 381) индивидуальный трудовой спор - это не ...

Перспективы реформирования системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд
В разделе «Основные цели и задачи бюджетной политики» Бюджетного послания Президента РФ на 2012 - 2014 годы восьмым пунктом обозначено: «Требует кардинальной перестройки система государственных закупок. Мировой опыт свидетельствует, что потребности государства в товарах, работах, услугах удовлетвор ...

Особенности исполнения договора аренды предприятия
Исполнение обязательств по договору аренды предприятия требует от арендодателя совершения определенных действий, не свойственных иным договорным обязательствам. В частности, если иное не будет предусмотрено договором, арендодатель за свой счет должен подготовить предприятие к передаче арендатору, с ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru